Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

06.12.2016
05.12.2016

ВОЗВРАЩЕНИЕ "ОРФЕЯ": ПЕРЕИЗДАНИЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РОК-ОПЕРЫ

30.04.03 15:33 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ВОЗВРАЩЕНИЕ "ОРФЕЯ": ПЕРЕИЗДАНИЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РОК-ОПЕРЫ

Презентация переиздания зонг-оперы Александра Журбина 'Орфей и Эвридика' прошла в клубе 'Олимпия' (СПб) 25 апреля. До этого первая рок-опера страны выходила только на виниле на фирме 'Мелодия' (1975). На презентации присутствовали композитор Александр Журбин, автор либретто Юрий Димитрин, первый исполнитель роли Орфея Альберт Асадуллин, артисты санкт-петербургского театра 'Рок-опера' и руководитель ВИА 'Поющие гитары' Анатолий Васильев. Юрий Димитрин рассказал о том, что сначала он с осторожностью отнесся к идее написания такой оперы. Хотя к тому времени он был уже опытным либреттистом, и 'Орфей и Эвридика' - его 15-е произведение, либреттист обоснованно опасался, что само слово 'рок-опера' вызовет неудовольствие руководства Ленконцерта. Однако Ленконцерт, напротив, оказал большую поддержку Димитрину и Журбину. Опытные номенклатурщики посоветовали назвать 'Орфея' не рок-, а зонг-оперой, как у Бертольда Брехта, чтобы произведение могло выйти в свет. Тем не менее в Москву опера попала только на третий год своего существования и после многочисленных гастролей по всей стране, причем столичная премьера состоялась в клубе газеты 'Правда'. По словам Александра Журбина, на гастролях перед каждым представлением, на котором обязательно присутствовал представитель местного райкома, кто-нибудь выходил на сцену и сообщал, что 'эта зонг-опера построена на принципах известного писателя-антифашиста Бертольда Брехта'. Несмотря на несколько прохладное отношение властей, двойной альбом с записью 'Орфея' был продан тиражом более миллиона экземпляров.
Журбин поблагодарил компанию 'Бомба-Питер', выпустившую двойной диск, включающий в себя оригинальную версию 1975 года и более современную версию. Анатолий Васильев, который в составе ВИА 'Поющие гитары' сыграл эту оперу около 2.500 раз, рассказал, как сначала по стране ездил только один состав исполнителей. И вот однажды исполнительница роли Эвридики Ирина Понаровская заболела и не смогла даже выйти на сцену. К счастью, Васильев заранее записал ее голос, и таким образом в 1976 году случился первый опыт исполнения рок-оперы под 'фанеру': голосом Понаровской 'пела' Марина Холмова. После такого рассказа Альберт Асадуллин, выглядевший как иллюстрация к 1970-м (кожаные штаны и кацавейка с блестками и бархатными заплатками), честно признался, что в данный момент тоже неважно себя чувствует и поэтому будет петь 'под фанеру'. Он вышел на сцену под фонограмму 'Песни Орфея', однако не просто открывал рот, как многие поп-исполнители, а негромко пел в терцию, что было слышно сидящим около сцены. Асадуллин вспомнил, как после первого прослушивания волновался и сделал вид, будто идет в туалет, но вместо этого остался подслушивать под дверью, что о его голосе думают Васильев и Журбин. На его счастье, они сразу сказали: 'Да, это наш Орфей!' Журбин добавил, что у многих известных личностей карьера началась с этой оперы: кроме Понаровской, в ней, например, дебютировал постановщик Марк Розовский. На вопрос журналистов, кого бы из состоявшихся сегодня суперзвезд Журбин взял на роли Орфея и Эвридики, тот ответил, что суперзвезд сейчас много, но нет личностей, индивидуальностей. В конце презентации Александр Журбин вышел к роялю и исполнил несколько своих известных шлягеров.