Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

СТАРТОВАЛ ФЕСТИВАЛЬ В ТРЕТЬЯКОВКЕ

16.03.03 15:13 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
СТАРТОВАЛ ФЕСТИВАЛЬ В ТРЕТЬЯКОВКЕ

Концерт-открытие IV международного фестиваля камерной музыки "Посвящение: век ХХ" прошел во Врубелевском зале Государственной Третьяковской галереи 15 марта. В концерте приняли участие организатор фестиваля камерный оркестр Musica Viva, за дирижерским пультом которого в этот вечер стояли Александр Рудин и Тимур Мынбаев; солисты Александр Рудин (виолончель), Фридрих Липс (баян), Мария Федотова (флейта), Александр Мельников (фортепиано).
Фестиваль в Третьяковке, включающий порядка десяти концертов, проходит в зале Врубеля одновременно с выставкой, привезенной из дома-музея П.И.Чайковского в Клину.
Программа первого концерта фестиваля включала четыре сочинения, отражающих эволюцию музыкального языка сквозь весь XX век: пьеса для струнных Яна Сибелиуса начала века, сочинение Сергея Прокофьева середины столетия, один из ранних опусов Дмитрия Шостаковича и партита "Семь слов" Софии Губайдулиной 1982 года.
Открыло вечер Andante festivo Сибелиуса, исполненное оркестром Musica Viva. Это оркестровая миниатюра, написанная в стиле позднего мелодичного романтизма. Продолжил вечер дуэт солистки БСО им. П.И.Чайковского Марии Федотовой (флейта) и обладателя молодежной премии "Триумф" Александра Мельникова (фортепиано). Скрипичная соната N1 Сергея Прокофьева в переложении для флейты слушалась несколько тяжеловато: некоторая растянутость, инициируемая желанием (но не всегда возможностью) солистки скрупулезно выиграть все написанные ноты, и оттого несобранность целого рассеивали общее впечатление, что было обидно - соната является одним из самых лучших и глубоких камерных сочинений композитора. Впрочем, стоит отметить, что пианист Александр Мельников, имеющий большой опыт игры в камерных ансамблях, свою партию сыграл безукоризненно, лишь подчиняясь "требованиям" флейтистки.
Самым ярким эпизодом концерта стали "Прелюдия и Скерцо" для струнных Дмитрия Шостаковича. Композитор написал бунтарскую, захватывающую своей неистовой энергией музыку, когда ему еще не исполнилось 20 лет, и настроение собранности и целенаправленного движения было очень точно "схвачено" оркестром, которым дирижировал Александр Рудин.
Финалом первого фестивального концерта стала партита "Семь слов" для виолончели, баяна и струнного оркестра Софии Губайдулиной. Солировали Александр Рудин (виолончель) и Фридрих Липс (баян). Партита "Семь слов" в последнее время уже перестала восприниматься публикой как сочинение авангардное, а потому широким кругам недоступное. Драматургически выстроенное и цельное, интересное и вполне осмысленное по использованию различных навороченных "штучек" вроде сложных флажолетов или четвертитоновой звуковой системы, это сочинение во многом рассчитано на талант солистов, от коих и зависит успех или неуспех конкретного исполнения. Фридрих Липс, которому Губайдулина посвятила свое сочинение и который уже в течение 20 лет играет его с разными составами, был на высоте. Александр Рудин, в большей степени ассоциирующийся у завсегдатаев академических залов с классически-романтическим репертуаром, также явил лучшие драматические грани своего исполнительского таланта. Впервые исполняя партиту, виолончелист с легкостью и артистизмом претворял авторские задумки, создавая осязаемый и разносторонний образ. Ансамбль виолончели и баяна оттенялся корректным, но в то же время прекрасно "делающим королей" оркестром под руководством Тимура Мынбаева.