Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016

ПЕТЕРБУРГСКИЙ АДЮЛЬТЕР ПО-РЯЗАНОВСКИ

13.03.03 17:53 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
ПЕТЕРБУРГСКИЙ АДЮЛЬТЕР ПО-РЯЗАНОВСКИ

Премьера нового фильма Эльдара Рязанова "Ключ от спальни" (Россия, 2002, кинокомпания "Гулливер"/киностудия "Луч", в ролях - Евгения Крюкова, Владимир Симонов, Сергей Маковецкий, Сергей Безруков, Николай Фоменко, Наталья Щукина, Андрей Толубеев, Федор Чеханков) состоялась в кинотеатре "Пушкинский" 11 марта.
Как всегда, у Рязанова - две части. Первая разворачивается на фоне интерьеров Петербурга и городских пейзажей, вторая - на даче, среди лесов и вод. Время действия - начало прошлого века.
Для простоты понимания весьма запутанного сюжета приводим список основных действующих лиц, вступающих друг с другом в различные неуставные отношения:
1) Артиллерист в отставке Чугуев (Владимир Симонов): усат, статен, недалек, но благороден. Любит жену. 2) Его супруга Аглая Чугуева (Евгения Крюкова): красива и взбалмошна, романтична и суетна. Мужа не любит. 3) Фабрикант Вахлаков (Николай Фоменко): медлителен и комичен. 4) Давний сослуживец Чугуева. Вроде любит жену, но изменяет ей с Аглаей. 5) Софи Вахлакова (Наталья Щукина): любит мужа, и вроде все. 6) Поэт-декадент Иваницкий (Сергей Маковецкий): длинноволос и вечно пьян. Циничен. Кого любит, непонятно. 7) Профессор-орнитолог Марусин (Сергей Безруков): неуклюж и трогателен. Растительность и очки а-ля А.П.Чехов. Страстно влюблен в Аглаю Чугуеву.
Кино Рязанова - прежде всего актерское. Режиссер открывает новых звезд, а уже знакомых показывает с неизвестной стороны. В "Ключе от спальни" замечательные актеры, о которых в контексте фильма все время хочется употреблять выражения "томный", "гламурный" и "инфернальный". Декадентский антураж обязывает. Плюс обязательные ассоциации с немым кино - та же вычурная мимика. Больше всего сходства с синематографом начала века и с Верой Холодной, в частности, конечно, у Евгении Крюковой.
Наталья Щукина работает с Рязановым в третий раз (первой их совместной картиной была "Дорогая Елена Сергеевна", затем последовали "Небеса обетованные"). Здесь она много плачет и мало смеется. Такая домашняя, влюбленная в мужа, и, кстати, беременная, жена. Почти все время в пеньюаре.
Потрясает Сергей Безруков в роли профессора-орнитолога. Если оставить за кадром подозрительную молодость ученого, то все остальное - вне конкуренции. Роли комических недотеп Безрукову очень удаются. Коллеги-вахтанговцы Симонов и Маковецкий профессиональны и естественны. В предлагаемых обстоятельствах, разумеется. Николай Фоменко тоже органичен, особенно за рулем открытого кабриолета - кому еще водить роскошное средство передвижения, как не ему. Да, и, конечно, сам Рязанов - на этот раз в роли усатого городового.
Вышеназванные персонажи играют комедию положений не просто в чистом виде, но в виде, постиранном "Тайдом" и прокипяченном в синьке. Как-то: обманутые мужья и жены, неловкие ситуации и гэги в стиле "Маски-шоу", разбитые вазы, перевернутые кровати, нарочитая наигранность и т.д. Понятно, что это условность, что режиссер, актеры и зрители играют в игру на узнавание, милую и временами изящную. Кто-нибудь может сказать, что фильм очень сумбурный, но, наверное, водевилю так и полагается. Ведь нелогичность и абсурд - его неотъемлемая часть.
Перед началом просмотра Эльдар Рязанов сказал интересную вещь. О том, что актеры в уже готовом фильме каждый раз играют по-разному. Бывает, выйдешь из зала и понимаешь, что актеры смотрелись отвратительно, а иногда смотришь - и нормально. Это он к тому, что реакция зала для режиссера определяет впечатление от фильма. С другой стороны, зритель тоже ведь воспринимает фильм по-разному, в зависимости от места и времени, и уж тем более от количества просмотров. И сейчас можно говорить о первых впечатлениях от "Ключа от спальни", которые, вполне возможно, трансформируются затем в другие. Так что, быть может, к энному просмотру фильм раскроется, станет гуще и насыщеннее. Рязанов все-таки.
Юлия Конторова, InterMedia