Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016

ФРАНЦУЗСКИЙ МАЭСТРО ОБЪЕДИНИЛ ШТИРЛИЦА С ГАЙДНОМ

04.03.03 19:39 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ФРАНЦУЗСКИЙ МАЭСТРО ОБЪЕДИНИЛ ШТИРЛИЦА С ГАЙДНОМ

Концерт французского органиста Жана Гийю состоялся в Большом зале консерватории 2 марта. Маэстро, доселе посещавший Москву лишь однажды (в качестве гостя Московского органного фестиваля в марте прошлого года), концертировал в российской столице впервые. В программу первого из двух запланированных концертов (второй прошел в Концертном зале им. П.И.Чайковского 3 марта) Гийю вынес сочинения И.С.Баха и Ференца Листа. Первое отделение началось с масштабной Прелюдии и фуги ми минор, в которой органист проявил тонкое знание стиля, умение обращаться с многообразными органными микстурами и оперировать тембрами. В еще большей мере это проявилось в получасовой Большой фантазии и фуге на тему Мейербера, сочиненной Ференцем Листом. Это сочинение составило основную часть второго отделения концерта.
Помимо сольных произведений, в программе вечера прозвучали и ансамбли - вместе с Александром Князевым Жан Гийю исполнил две церковные сонаты И.С.Баха для виолончели и органа. Виолончелист трактовал музыку Баха традиционно, как присуще отечественной исполнительской традиции, - то есть романтично, а Жан Гийю, знаток творчества Баха, в течение 40 лет являющийся постоянным органистом церкви святого Евстафия в Париже, подошел к стилю гораздо более адекватно. В результате нежелание каждого из музыкантов отступить от избранной манеры обернулось неудобством для слушателя: если медленные части сонат, где романтизм был как-то оправдан лирическим настроением музыки, подкупали проникновенностью, то в быстрых частях существенные темповые и ритмические несовпадения ансамблистов делали восприятие музыки чрезвычайно затруднительным.
Главным "гвоздем" программы стала завершавшая концерт импровизация на музыкальные темы, предложенные слушателями. В антракте посетителям концерта было предложено написать любую тему на листке нотной бумаги и передать ее за кулисы самому маэстро. В "финал" прошли три темы, из которых органист намеревался выбрать "победительницу". Но Гийю не ограничился одной темой, а решил сыграть импровизацию сразу на все три. В первой теме публика не без удовольствия узнала инструментальную мелодию Микаэла Таривердиева из фильма "Семнадцать мгновений весны", вторая оказалась свободно сочиненной в духе баховских тем фуг (с традиционной структурой "ядро плюс развертывание"), третьей оказалась знаменитая тема второй части симфонии "Сюрприз" Йозефа Гайдна.
В импровизации маэстро проявил чудеса органной регистровки и выказал всю мощь своего полифонического мышления, развивая темы в русле баховской традиции и не забывая о современных техниках композиции, соединял абсолютно непохожие темы в контрапунктах, а на тему Таривердиева даже учинил самое настоящее фугато. Публика, чрезвычайно развлекшаяся и довольная результатом, потребовала продолжения, в ответ на что благодарный за теплый прием маэстро сыграл еще один короткий импровизационный бис.
Татьяна Давыдова, InterMedia