Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

ЗРИТЕЛЯМ НЕ ХВАТИЛО ОДНОГО СЕАНСА "КИППУРА" АМОСА ГИТАЯ

01.12.02 18:57 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ЗРИТЕЛЯМ НЕ ХВАТИЛО ОДНОГО СЕАНСА "КИППУРА" АМОСА ГИТАЯ

Дни израильского кино открылись в петербургском Доме кино показом фильма "Киппур" режиссера Амоса Гитая 28 ноября. Состоялось два сеанса, оба при полном зале, поскольку пришли не только представители еврейской интеллигенции города, но были приведены и старшеклассники школы с изучением иврита. Демонстрация этой картины именно на открытии фестиваля была задумана как важная воспитательная акция, поскольку фильм рассказывает о событиях войны с Сирией 1973 года, начавшейся в день священного праздника Йом Киппур - Судный день - и многое переменившей в самосознании израильтян.
Более того, Амос Гитай сделал биографическую картину: он пилотировал вертолет с командой, собиравшей раненых с поля боя, и пережил прямое попадание в его машину ракеты. Картина (участник официальной программы Каннского фестиваля 2000 года) сделана виртуозно: два часа действия, девяносто процентов которого - работа спасателей, одновременно тянутся, как вечность, и пролетают незаметно. Режиссером выбрана стилистика "под документ": дрожащая камера, затемненное, вплоть до периодической неразличимости лиц, изображение, длинные и сверхдлинные эпизоды, чрезвычайно лаконичные диалоги, преобладание натуралистичного звука (шум вертолета). При этом подобный "документализм" в какой-то момент вырастает в высокую абстракцию, происходящее становится символическим настолько, что грязь, из которой извлекают раненых (в сезон дождей глина в том месте размокает и вовсе не напоминает пустыню), можно назвать не иначе как "хляби земные". Вид поля боя с вертолета - огромного пустого грязно-серого пространства, по которому ползают редкие танки, оставляя колеи с водой, - весьма впечатляет, странным образом напоминая о "Войне и мире" Толстого. Однако заданная трудность, даже мучительность созерцания всего этого на экране не позволяют неподготовленному зрителю, тем более - детскому, понять замысел автора. Тем более что сцены военной работы обрамляются двумя идентичными любовными эпизодами: обнаженные тела, мужское и женское, на постели, покрытой толстым слоем масляных красок, долго смешивают их своими объятиями, символизируя "все краски любви" перед и после "всей грязи войны", - эти эпизоды не воспринимает даже взрослый, знакомый с соответствующим течением в художественной жизни последней трети XX века.
После первого сеанса состоялась пресс-конференция Шмуэля Полищука - первого секретаря посольства государства Израиль, главы представительства Израиля в Петербурге, и Софии Коцер, директора петербургского Израильского культурного центра. "Не отвратит ли подобная картина еврейское юношество от службы в армии?" - задал вопрос один из пожилых зрителей. "Зачем им фильм - у них есть действительность", - ответил господин Полищук. И стало понятно: не отвратит никогда.