Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

26.05.2017
25.05.2017

80-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ДЖАЗА ОЗНАМЕНОВАЛОСЬ ВОЗРОЖДЕНИЕМ "ТЕА-ДЖАЗА УТЕСОВА" И "ДЖАЗ-БАНДА ПАРНАХА"

04.10.02 14:59 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
80-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ДЖАЗА ОЗНАМЕНОВАЛОСЬ ВОЗРОЖДЕНИЕМ "ТЕА-ДЖАЗА УТЕСОВА" И "ДЖАЗ-БАНДА ПАРНАХА"

Открытие фестиваля "Российскому джазу - 80 лет" состоялось в Концертном зале им. П.И.Чайковского 4 октября. Первый концерт трехдневного цикла, в котором, по замыслу организаторов, должны быть отражены основные вехи истории развития джаза в России, ведущий программы Алексей Баташев предварил краткими комментариями. Он сообщил, что российский джаз зародился в 1922 году, когда в Москву из Парижа приехал председатель Парижской палаты русских поэтов Валентин Парнах. Парнах привез с собой необычные инструменты и рассказы о том, что появилась новая музыка, которую исполняют негритянские ансамбли. Затем при помощи Парнаха состоялся первый джазовый концерт, который представил джаз-бэнд, состоящий из молодых актеров и музыкантов. Ни записей, ни фотографий этого ансамбля не осталось, но известна программа этого выступления - "Japanese Sandmen" Ричарда Уайтинга, "Sunflower" (автор неизвестен), "My Gal Sal" Джорджа Мейера и др. Попытку воссоздать "Первый в РСФСР джаз-банд Валентина Парнаха" предприняли Лев Лебедев (саксофон, кларнет), Евгений Крючков (скрипка), Андрей Родионов (банджо), Борис Рукинглуз (тромбон), Борис Назаревский (контрабас, большой барабан) и Борис Савельев (ударные и шумовые), а стихи Валентина Парнаха "Оркестр-переполох" прочитал актер Илья Рутберг.
Естественно, первые отечественные джаз-оркестры брали в свой репертуар те пьесы, которые слышали у чернокожих гастролеров. Воссоздать джаз-бэнды 20-х годов взялись Moscow Band Владимира Лебедева и певица Виктория Пьер-Мари. Историческую линию концерта продолжил саратовский джаз-оркестр "Ретро" Никиты Духовникова (фортепиано), на фестивале он предстал "Теа-джазом Утесова". Свое выступление оркестр начал с "Livery Stable Blues" Рэя Лопеса - Альсида Нуньеса - первой джазовой пьесы, записанной на пластинку в 1917 году. Затем в программе саратовского джаз-оркестра прозвучали и другие произведения из репертуара Леонида Утесова - популярная песня "Спасибо, сердце" Исаака Дунаевского в исполнении Бориса Матвеева и увертюра к к/ф "Веселые ребята", отмеченные одесским колоритом песни "Дядя Эля" и "Бомбардировщики", в которых солировал Виктор Уваров. Ретро-звучание джаз-бэнда достигалось не только репертуаром и особыми приемами звукоизвлечения, но и необычным инструментальным составом. Так, публика услышала редкий ныне духовой инструмент - сузафон.
Чтобы еще раз напомнить слушателям о том, что ранний отечественный джаз ориентировался прежде всего на американскую музыку, "Уральский диксиленд" Игоря Бурко предложил программу "Посвящение Луису Армстронгу". В исполнении диксиленда прозвучали композиции Джеральда Маркса, Тернера Лэйтона, Спенсера Уильямса.
Последним участником программы стал квартет Игоря Бутмана. Несколько выбивающаяся из канвы фестиваля авторская музыка Бутмана, созданная в русле джазового мейнстрима, дала возможность слушателям сравнить джаз начала ХХ века и джаз сегодняшний.