Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

КАСПАР ВСПОМНИЛ ВСЕ ЧЕРЕЗ 40 ЛЕТ

02.06.02 19:28 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
КАСПАР ВСПОМНИЛ ВСЕ ЧЕРЕЗ 40 ЛЕТ

Просмотр фильма «Помни, Каспар!» режиссера Григория Никулина состоялся в директорском зале «Ленфильма» 27 мая. Выступая перед началом сеанса, 79-летний режиссер сказал, что этот просмотр вполне можно считать российской премьерой картины. Дело в том, что она была создана в 1964 году и тогда на экран не вышла. Григорий Георгиевич, заметно нервничая, рассказал историю фильма. Замысел возник в момент, когда он по окончании Высшей школы контрразведки главного управления Наркомата обороны работал в Германии. И вот однажды в 1946 году он отправился встречать неких американских спецов и попал в жуткий туман. Никулин сел на капот и показывал руками шоферу, куда ехать. Случайно они свернули в какой-то тупик, где обнаружили обелиск с высеченными именами: «Это был памятник Иванам - русскому, английскому, французскому и американскому. Это я запомнил. И уже потом, работая на «Ленфильме», решил сделать картину о четырех Иванах». Замысел претерпел изменение, в итоге из четырех новелл и героев остались только два - русский и немец. При этом одного звали Денис, а второго - Каспар (дебют Анатолия Ромашина в кино). Сценарий на студии не приняли и фильм оказался запущен в производство случайно: помог приезд в Ленинград секретаря парторганизации Госкино, который, судя по всему, указал руководству на необходимость картины о войне. Съемки шли в основном в Калининграде. Худсовет «Ленфильма» принял картину хорошо и рекомендовал присвоить ей первую категорию. «Комиссия Госкино также проголосовала за это, однако тут вошел некто и предложил дать фильму третью категорию. И все снова проголосовали за это - так же единогласно». В полученном заключении фильм обвинялся в пацифизме: он, мол, сделан «руками интеллигента, перепуганного войной». Третья категория фактически означала невыход в прокат и лишение всей студии премии. Десять лет Никулин не снимал. А одну копию своей картины попросту украл. С тех пор она лежит у него дома, ее видели считанные друзья режиссера. Правда, в 1991 году в рамках Форума Берлинского фестиваля состоялась европейская премьера фильма, уже к тому времени снятого с полки перестройкой. Спустя столько лет лента производит сильное впечатление. Это фактически поэма о чувстве долга и любви к родине, где главное - идея, а не логические мотивировки. Поэтический схематизм и статуарность преодолены оператором (выдающаяся работа Дмитрия Месхиева, классика отечественной операторской школы), использовавшим верхнюю и нижнюю точки для передачи внутренней динамики и напряжения. Безупречна также работа художника Игоря Вусковича, композитора Надежды Симонян, звукооператора Григория Эльберта. Впоследствии Григорий Никулин снимал только телесериалы, наиболее известными из которых являются «20 декабря» (о создании ВЧК-КГБ, 1981) и «Хлеб - имя существительное» (по роману Михаила Алексеева, 1988, последняя работа). Об идеологических претензиях к ним ничего не было слышно.