АЛЕКСЕЙ КОРТНЕВ И ВЛАДИМИР КАЧАН - «МУ-МУ И АДВОКАТ»
Время у нас жестокое. Кругом надувательство и обман. Конкуренция ужасная. Кое-что об этом можно узнать из диска «Му-му и Адвокат». Но я не о содержании рецензируемого продукта, а о том, что если даже Pepsi-Cola и Coca-Cola каждый месяц запускают новые рекламные акции, а Земфира и «Руки вверх!» не скупятся на рекламу, хотя у них миллионные армии поклонников, то что уж говорить об остальных. Для хорошей продажи, да и просто чтобы о тебе узнали, надо хоть немного покричать. А если речь идет о новом, необычном проекте, а не номерном диске, надо готовить почву. Ведь если бы даже трибьют «Кино» вышел без предупреждения и промоушн-кампании, удивления и неприятия избежать бы не удалось, а полный «Олимпийский» на концерт мог бы и не собраться.
Алексей Кортнев и Владимир Качан выпустили совместный диск втихаря, без предупреждения и объяснений. Я лично, хоть и музыкальный журналист, не знаю, что свело авторов. Видимо, сходность желаний и наличие песен юмористически-шаржевого толка на тему современной жизни. Но это лишь мои домыслы. В альбоме нет ни строчки от авторов: дескать, вот такое мы придумали, купите, послушайте. Ничего! Случайный человек возьмет пластинку в руки, ничего не поймет и вряд ли купит. Это грустно и уже даже не поучительно. На втором десятке лет развития российского шоу-бизнеса уже очень глупо выпускать «для своих».
О Владимире Качане ничего лишнего не скажу: я плохо знакома с его творчеством, знаю лишь, что человек с юмором. Действительно, с юмором. Что касается Алексея Кортнева, большинство песен, здесь представленных, написаны за последние лет пять. Должны были они войти в специальный диск «Несчастного случая» под рабочим названием «новые русские песни». Но на целый альбом пока не насочинялось. (Господи, почему все это должен рассказывать рецензент, а не автор?!) Что-то уже выходило на номерных дисках, что-то только исполнялось на концертах, причем, в отличие от диска, в акустическом варианте. Давно подмечено: насколько милы и обаятельны музыканты «Несчастного случая» на сцене, настолько неспособны принести свое раздолбайство в студию. Начинают портить хорошее лучшим (например, простую музыку сложными аранжировками), получается как-то выхолощенно и уже не так смешно. Вот и с «новыми русскими песнями» получилась у Алексея Кортнева такая же фигня. На сцене «Ночной ларек» он поет отвратительным, жлобским, гнусавым голосом (прямо «Жуки» какие-то), а на CD - ненужный надрыв. «Лопухи» в оригинальном исполнении разбиваются многозначительными паузами, а на диске в них подпущены какие-то нежные нотки, в этом произведении явно не уместные. Легендарная же «Мурка» (ударный хит из знаменитого спектакля «Синие ночи ЧК») спета так, что не разобрать слов, хотя именно прикольный английский перевод хитом эту вещицу и сделал. И так далее, и так далее: В общем, сходите на концерт: там споют лучше и расскажут историю каждой песни.
Екатерина Алексеева, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)