Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

СОБРАНИЕ ПАМЯТНЫХ ВЕЩЕЙ. ПУСТЫХ И ТЯЖЕЛЫХ

02.12.01 16:38 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
СОБРАНИЕ ПАМЯТНЫХ ВЕЩЕЙ. ПУСТЫХ И ТЯЖЕЛЫХ

Премьера фильма "Memorabilia. Собрание памятных вещей" Екатерины Харламовой состоялась в петербургском Доме кино 27 ноября. Это вторая полнометражная работа режиссера, дебютировавшего в прошлом году картиной "Текст, или Апология комментария", премьера которой состоялась в программе "Форум" Берлинского фестиваля и которая затем была удостоена двух призов (приз "Независимой газеты" "За прищур в кино" на фестивале "Литература и кино" в Гатчине, Спецприз жюри на "Кинотавре"). В "Тексте…" привлекало сразу несколько обстоятельств: нетрадиционный подбор источников (байки Раневской и рассказ Набокова), визуальная культура автора и участие в работе дебютантки актера Леонида Мозгового. Вместе с тем очевидными были слабость сценарной основы, "умственность", "расчисленность" всего зрелища и некоторая невнятность в итоге: что же, собственно, нам хотели сказать в этом насквозь интеллектуализированном опусе? В новой работе молодого режиссера все эти обстоятельства (кроме Раневской, Набокова и Мозгового) возвелись в степень. Изображение настолько хорошо (оператор – Валерий Лернер), что картина выглядит не только "взрослой", но местами даже и мощной. Это впечатление поддержано музыкой Александра Лоцманова в исполнении Симфонического оркестра ТРК "Петербург" под управлением Станислава Горковенко. Однако повествовательной части фильма опять недостает внятности и глубины. История такова. Некий молодой человек идет по жизни, очевидно, слегка спекулируя своим придуманным происхождением. В какой-то момент некая организация (вероятно, столь же спекулятивная) предлагает ему сыграть по-крупному: стать ее лидером; цель, разумеется, - лучшее устройство мира. В случае отказа – его разоблачат. Молодой человек терзается сомнениями и советуется с мамой, с любимой женщиной, с другом, со своим внутренним голосом. Все это он делает, репетируя Гамлета и откладывая в памяти "картинки" – свои фантазии по поводу увиденного в жизни. Зрителя ждет три финала этой истории. Однако думать не над чем: госпожа Харламова определила жанр картины как "кинокроссворд", а, решая кроссворды, не думают, а проявляют эрудицию. Основная нестыковка же фильма в том, что герой коллекционирует то, на что реагирует глаз, - чувственные впечатления, порождаемые линией и цветом. И потому установка режиссера - "Это кино не для чувств, а для интеллекта, не пытайтесь сопереживать герою" - им же и ломается: зритель видит, как в кадре живое яблоко ломает макет театральной декорации, и помнит, что зорко одно лишь сердце. В итоге фильм красив, пуст и тяжел, как прозрачный стеклянный шарик. Но все же не мыльный пузырь.
Авторы сценария - Екатерина Харламова, Александр Иванов, режиссер-постановщик - Екатерина Харламова, оператор-постановщик - Валерий Лернер, художник-постановщик - Виктор Желобинский, композитор - Александр Лоцманов, звук - Елена Малая, Иван Гусаков, в ролях - Ромуальд Макаренко, Александр Чевычелов, Николай Буров, Александра Флоринская, Александр Ронис, Олег Огий, Светлана Свирко и др. Производство - студия "Стихия кино", Россия, 2001 г.