Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

ВЛАДИМИР ПОНЬКИН ПРИЗНАЕТ, ЧТО ЖЕНЩИНЫ-МУЗЫКАНТЫ ЛУЧШЕ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО

27.11.01 19:43 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ВЛАДИМИР ПОНЬКИН ПРИЗНАЕТ, ЧТО ЖЕНЩИНЫ-МУЗЫКАНТЫ ЛУЧШЕ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО

Пресс-конференция, посвященная 50-летию дирижера Владимира Понькина и 15-летию возглавляемого им Государственного симфонического оркестра, состоялась в здании Московской государственной академической филармонии 27 ноября. В ней приняли участие сам юбиляр, генеральный директор МГАФ Сергей Безруков, директор оркестра Юрий Айнетдинов и солист МГАФ, пианист Денис Мацуев.
На пресс-конференции выяснилось, что к двум юбилейным датам присоединяется и третья - 10 лет назад оркестр п/у Владимира Понькина вступил под эгиду филармонии, и это решение стало, по словам г-на Безрукова, «судьбоопределяющим для оркестра, так как филармония - это большой дом для каждого участника или коллектива, который создает им материальные и творческие условия для работы». Теперь филармонию представляют два оркестра - маститый АСО п/у Юрия Симонова (последний отмечает в этом году свое 60-летие) и молодой ГСО п/у Владимира Понькина.
Пианист Денис Мацуев рассказал, что его дебют на сцене КЗЧ связан именно с оркестром-юбиляром. Это знаменательное выступление будущего лауреата конкурса им. Чайковского (тогда - студента первого курса МГК) состоялось в 1995 году, когда ему предложили исполнить с оркестром Понькина «Вариации на тему Паганини» Витольда Лютославского (концерт сопровождал презентацию монографии о Лютославском Ирины Никольской). Услышав имя дирижера, с которым предстоит выступать, Денис с радостью взялся за сложное неизвестное произведение и уже через пять дней с триумфом сыграл его. Таким образом, Владимир Понькин стал для Мацуева «крестным отцом» в филармонии, куда пианиста пригласили работать после концерта.
Юбиляр много рассказывал о своих прошлых и будущих проектах, о любимых и нелюбимых солистах, с которыми доводилось выступать в России и за рубежом, о своем учителе Геннадии Рождественском. Человеческий фактор, утверждает дирижер, играет первостепенное значение, так как «плохой человек хорошим музыкантом быть не может». Маэстро признался: «Приходится играть с такими исполнителями, от которых остается только задранный кверху нос. Яркие впечатления остались у меня от совместных выступлений с Элисо Вирсаладзе, Наталией Гутман, Гарри Гродбергом. Очень трудно было с Евгением Кисиным - он упрям и несговорчив в ансамбле. Но он очень убедителен, и потому результат всегда бывает очень хороший. Я три раза выступал с пианистом Иво Погореличем, у которого, к сожалению, обострена звездная болезнь».
В репертуарной политике оркестра Понькин провел параллель с открытостью и готовностью ко всему руководителя театра «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана. Совместная постановка Понькина-Бертмана оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича была удостоена премии «Золотая маска». В будущем их сотрудничество продолжится. Оркестр Понькина чаще других играет и будет продолжать играть и популярную, легкую музыку, и «солидных» авторов, и преподнесет новые оперы в концертном исполнении, в частности, готовится «Человеческий голос» Франсиса Пуленка с певицей Инной Полянской в главной роли.
Основным из сложнейших вопросов Понькин назвал «женский»: «В последнее время наши оркестры так сильно феминизируются, что не знаешь, чем все это кончится. В мировой практике существуют оркестры, в составе которых нет женщин. Еще Томас Бичем говорил: «Если я вижу даму с безобразным лицом, мне становится плохо. Если я вижу в оркестре женщину с прекрасным лицом, мне становится еще хуже». (Существует широко распространенный вариант этого анекдота, связанный с именем другого дирижера - Герберта фон Караяна. - Прим. ред.). Это, наверное, тоже плохо, так как присутствие дамы вдохновляет на подвиги. Но определенная ограниченность женщин в возможностях - я имею в виду время в отрыве от дома и семьи - отрицательно сказывается на работе в оркестре, ведь немногие женщины могут всецело посвятить себя такой работе (кстати, супруга маэстро играет в его оркестре первую валторну. - Прим. ред.). В 1982 году в конкурсе в оркестр Минкульта почти по всем специальностям победили женщины, и Геннадий Рождественский сказал, что они лучше. Да, они лучше. Но - до выброса первого капитулянтского флага в виде пеленки, выражаясь словами Евтушенко. С парнями тоже есть проблемы. Например, когда один музыкант не вступил вовремя, я подошел к нему и увидел в его партии фотографию. Как раз в том месте, где надо было вступать...»