Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016
04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ ПОДАРИЛИ ДОЛГОЖДАННУЮ ТИШИНУ

25.10.01 08:38 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ ПОДАРИЛИ ДОЛГОЖДАННУЮ ТИШИНУ

Второй концерт в рамках фестиваля музыки Софии Губайдулиной, приуроченный к 70-летию композитора, состоялся в Зале Соборов Храма Христа Спасителя 24 октября. Перед началом вечера министр культуры РФ Михаил Швыдкой зачитал приветствие, адресованное Софии Губайдулиной Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, а также небольшую поздравительную речь от правительства РФ, подписанную заместителем председателя правительства РФ Валентиной Матвиенко. Несколько слов в день рождения Губайдулиной Михаил Швыдкой произнес и от себя, в частности, назвал акцию «запоздалой, но все же своевременной данью композитору», на творчество которой в родной стране более четверти века был наложен запрет.
В первом отделении концерта прозвучало произведение «Семь слов» (Христа на кресте) для виолончели, баяна и струнных (1982) в исполнении музыкантов, которым оно посвящено, - солировали Владимир Тонха (виолончель) и Фридрих Липс (баян). Струнной группой оркестра Мариинского театра дирижировал бессменный Валерий Гергиев, в свое время охотно включивший в свой репертуар часть творческого наследия Софии Губайдулиной и являющийся первым исполнителем некоторых ее сочинений. Участие Валерия Гергиева в своей творческой судьбе София Асгатовна назвала большой удачей.
В своем обращении к теме «семи слов Христа» Губайдулина продолжает давние традиции, заложенные Генрихом Шютцем и продолженные Йозефом Гайдном. В музыкальную ткань второй, третьей и пятой частей она вводит цитаты из сочинения Шютца. В произведение изначально западной традиции Губайдулина вводит главный символ православия - Троицу - и делает это путем персонификации инструментальных тембров: виолончель олицетворяет собой Бога-сына, баян - Бога-отца, струнные - Святой Дух. Основное содержание произведения сводится к изживанию темы страдания, а завершается оно (что опять-таки ближе именно православной традиции) картиной рая.
Перед вторым отделением концерта на сцену поднялись президент Ассоциации деятелей культуры «Музы свободы» Борис Беленький и почетные гости фестиваля - Мстислав Ростропович и Владимир Васильев. Они вручили Софии Губайдулиной вновь учрежденную Ассоциацией премию, название которой максимально отвечает эстетическим взглядам композитора. «Музыка Губайдулиной - это больше, чем музыка. Это - «Послание от Губайдулиной», - сказал Борис Беленький. - Недавно София Асгатовна сказала, что всей своей жизнью заслужила себе право работать в тишине. Теперь мы учредили специальную премию под названием «Silenzio» и хотели бы вручить ее». Это название носит и одно из произведений Софии Губайдулиной, которое включено и в программу фестиваля.
В ответ София Губайдулина произнесла слова благодарности за признание и теплый прием, который ей оказан в Москве: «Я совершенно потрясена и удивлена, что мне оказано такое внимание, которого я, может быть, не заслуживаю. Когда-то я писала отцу, который сетовал на мою неуспешность и неустроенность, что если человек хочет подлинности в жизни, то его путь вряд ли будет усыпан розами. А теперь мне сопутствует такой успех и внимание, и я счастлива и чрезвычайно благодарна всем музыкантам и слушателям».
Во втором отделении Юрий Башмет исполнил с оркестром Мариинского театра посвященный ему Концерт для альта с оркестром (1996), написанный по заказу симфонического оркестра Чикаго. В отличие от предыдущего сочинения, Концерт поражает разнообразием и яркостью контрастов (от нежнейших флажолетов струнных до агрессивного рева вагнеровских туб) и оригинальностью оркестровки. С произведением «Семь слов» его роднит активное использование микротоновости, принципы развития музыкальных лейт-образов и своеобразие артикуляции. Юрий Башмет, известный, в частности, и особым даром исполнять музыку современных авторов, сумел наполнить партию альта «свободным полетом духа». Снова, как всегда в таких случаях, солист (такой, как Юрий Башмет, Владимир Тонха, Валерий Гергиев и другие первые, а потом - постоянные исполнители музыки Губайдулиной) берет на себя часть смысловой нагрузки произведения и даже становится соавтором.
Татьяна Давыдова, InterMedia