Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

ИВАН ГРОЗНЫЙ В РОМАНТИЧЕСКОМ ОРЕОЛЕ

18.10.01 11:32 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ИВАН ГРОЗНЫЙ В РОМАНТИЧЕСКОМ ОРЕОЛЕ

Премьера балета «Иван Грозный» в постановке театра «Кремлевский балет» состоялась в Государственном Кремлевском дворце 17 октября. Балет поставлен по мотивам фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, а за музыкальную основу взяты произведения Сергея Прокофьева. Спектакль ставится Юрием Григоровичем уже в третий раз. Премьера балета прошла в Большом театре в 1975 году, где спектакль просуществовал до 1990 года. В том же году была сделана новая интерпретация для молодых танцоров театра Grand Opera. На этот раз Юрий Григорович решил возобновить «Ивана Грозного» с труппой «Кремлевского балета», которая и продемонстрировала его московским слушателям в непосредственной близости от исторической резиденции царя.
События балета относятся к XVI веку - ко времени правления Ивана Грозного. Следуя сценарию фильма, балетмейстер сохранил основные сюжетные линии, связанные с политической деятельностью и личной жизнью Грозного. Один за другим следуют разноплановые эпизоды: сражение с внешними врагами государства, борьба за власть, создание опричнины, встреча с Анастасией и ее смерть в результате боярского заговора. Сложная и противоречивая личность Ивана Грозного показана в спектакле с разных сторон. Цель постановки - убедить зрителя в оправданности поступков главного персонажа, который выведен в спектакле не как жестокий тиран, а как романтический герой. По сравнению с волевым монархом и его опричниной, выглядящей не менее благородно, чем ее предводитель, бояре кажутся шайкой разбойников, что подчеркивают не только движения, но и костюмы.
Лирические эпизоды балета связаны с первой женой царя - Анастасией. Для музыкальной характеристики персонажа создателями спектакля была взята музыка из кантаты Прокофьева «Александр Невский». Важное место в спектакле отведено звонарям - символу Руси. Их движения, построенные на типичных фигурах русских народных танцев, составили резкий контраст с партиями остальных персонажей.
Интересно решены декорации спектакля, которые создал еще к первой постановке Симон Вирсаладзе. Основной их принцип - многоплановое трансформирующееся храмовое пространство. В анфиладе арок появляется и исчезает Анастасия, прячутся заговорщики во главе с князем Курбским, движутся монахини со свечами и т.д.