Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

«МУЛЬТИВИДЕО»: СОЕДИНЯЯ НЕСОЕДИНИМОЕ

26.06.01 16:38 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
«МУЛЬТИВИДЕО»: СОЕДИНЯЯ НЕСОЕДИНИМОЕ

На Медиа-форуме, проходящем в рамках XXIII ММКФ, была показана конкурсная программа международного фестиваля видео-арта «Мультивидео» 25 июня. Представлены работы разных направлений, неравнозначные ни по длительности, ни по использованным художественным приемам. Бесспорно, идет формирование нового экранного языка. Невольно вспоминается история кино 20-х годов, когда поиски Вертова и Эйзенштейна в области кадра-знака, кадра-символа привели к открытию законов монтажа; медиа-искусство пока еще только нащупывает свою азбуку. Уже понятно, что появились совершенно новые художественные средства, но законы, которым они подчиняются, еще не открыты. В какие формы это разовьется, глядя на представленные работы, сказать сложно.
Очень условно конкурсные ролики можно разделить на три группы. В первую входят работы, максимально тяготеющие к жанру классического видео-арта: на стыке видео и художественного перфоманса. Чаще всего они не несут в себе никакой смысловой нагрузки; ничего, кроме упражнения с картинкой, иногда забавного, подчас утомительного. Законы драматургии здесь практически не работают. Вся игра строится на изменении темпа движения, мерцании яркости и цвета, циклическом перетекании геометрических форм, применении необычных спецэффектов. Изменяется лишь оформление кадра без попыток организовать живое осмысленное движение внутри. Такие ожившие картины, безусловно, ближе к объектам изобразительного искусства, чем к кино или видео. К этой группе относится остроумная работа Жюли Кристин Фортье "Механическое родео" (Монреаль, 2000). В кадре неподвижный портрет женщины (автопортрет режиссера), снятый в пастельных тонах, где выделяются цветом и живут средствами компьютерной анимации только глаза. Происходит эволюция движения глаз: от простого открытия-закрытия до безумного вращения и остановок в самых неожиданных позициях.
Другой интересный проект, относящийся к этой группе, - работа Клаудии Вестерманн "bdt x" (Германия, 2000). Решетчатое окно дома трансформируется в различные графические образы, сохраняя при этом свою изначальную структуру. Через трехмерную графику изображение эволюционирует в наполненные внутренним движением графические образы. Вырисовывается субъективный взгляд художницы на вполне реальный мир первоначальных кадров. В целом около десяти работ, представленных на фестивале, можно отнести к этой группе.
Особняком в программе стоят ролики второй группы, посвященные взаимодействию видеоизображения и текста. Хочется особо отметить ленту Романа Корниенко «Полина» (Новокузнецк, 2001, 5 мин.). Спартански скупой видеоряд лишь усиливает впечатление: черные буквы появляются, наслаиваются, исчезают на белом листе бумаги. Отрывки из электронной переписки - то оборванная фраза, то акцентированное слово - постепенно складываются в светлую и грустную историю тоски юноши по далекой девушке. Ее живое изображение, оформленное как фотография, в овальный размытый контур, появляется лишь однажды, но отношение к ней лирического героя фильма ощущается постоянно.
К этой группе относятся и работы, снятые в жанре анекдота. Игра с графикой органично входит в сюжет, проясняет его, приобретает понятный зрителю смысл. Происходит не только поиск нового медиа-языка, но уже и попытка связного, хотя и очень простого, рассказа. Ролик группы «ЗАиБИ», который называется «Ленин и Сталин - 1-я, 2-я и 3-я части» (Россия, 1998-2000, 4 мин. 50 сек.) напоминает миниатюры Хармса и текстуально («пришел как-то Сталин к Ленину»), и, что самое главное, художественным приемом. Главные герои представлены то в виде разных геометрических фигур, то размытых силуэтов с характерными номерами на спинах - 17 у Ленина и 37 у Сталина. Но в кадре эти странные герои по-настоящему живут, крайне артистично отыгрывая свои роли. Это тот редкий случай среди представленных работ, когда графический эксперимент в кадре работает непосредственно на содержание.
Маре Тралла поставила свой ролик под названием "Валенки" (США, 2000, 3 мин. 10 сек.) по известному анекдоту: «Почему русские носят валенки? - Чтобы тихо прокрасться мимо американцев». Одно удовольствие смотреть, как артистично автор бродит в валенках по улицам американского города Колумбус. Совсем в другом ключе построена работа Наталии Борисовой "Конец" (Россия-Германия, 2000, 3 мин.). Основанная на анимированных gif-файлах, где героями выступают прорисованные квадратиками человечки, лента казалась бы ироничной, если бы не затрагивала тему смерти. Прекрасное и ужасное рядом, черный анекдот с серьезным подтекстом, выполненный в манере примитивистского компьютерного рисунка, будоражит воображение и вызывает у зрителя совсем не детские мысли.
В третью группу можно выделить работы, посвященные взаимодействию человека с окружающим его живым пространством. Эти ролики ближе к жанру небольшого видеофильма, хотя сохраняют черты художественного перформанса. Живое видео, экзотический монтаж, привнесение графики в оформление живого кадра составляют своеобразие этой группы.
В клипе Райво Келомееса "В поисках себя" (Эстония, 2000, 3 мин.) неподвижный герой снят на фоне постоянно вращающегося заднего плана моста, реки, берега озера. Меняется освещение, цвет, живая декорация, лишь человек неизменно продолжает сосредоточенно смотреть перед собой. Автор приглашает зрителя немного поразмышлять о своем месте среди великолепия окружающего мира, о своем пути через непрекращающуюся круговерть жизни.
Довольно мрачная работа Кэтрин Либеровской "Колыбельная о проблеме 2000: тишина, игры, тайны" (Канада, 1999-2000, 43 мин.) повествует о пороках современности. Небольшие эпизоды прерываются крупными планами людей, жестом призывающих к молчанию. Фильм наполнен предчувствием надвигающейся угрозы всему миру. Поражает емкость и лаконичность монтажа, способ, которым автор буквально несколькими кадрами проявляет объемность каждой из затронутых проблем.
Несколько особняком стоит работа Андрея и Юлии Великановых «Виртуальное тело Бога» (Москва, 2000, 6 мин.). Закадровым чтением рифмованных цитат из псалмов и расхожих рекламных фраз авторы сопровождают видеоколлаж из фрагментов рекламных клипов. Как ни странно, диссонирующие видео- и аудиоряд внезапно смешиваются в призыв к зрителю обратиться к вере в Бога. Вера предстает еще одним рекламируемым продуктом. Реальность плавится; девушки, рекламирующие шампунь, начинают казаться мадоннами, мирское и духовное сплетается неожиданным образом. Пусть идея ролика и не вполне ясна, он производит сильное впечатление попыткой соединить несоединимое.
Всего на суд жюри представлено 24 работы. Победители конкурса «Мультивидео» будут объявлены 27 июня во время закрытия Медиа-форума.
Майя Данилевская, InterMedia