Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

19.10.2017
18.10.2017

ТЫ ТОЛЬКО БУДЬ, ПОЖАЛУЙСТА, СО МНОЮ, ТОВАРИЩ ПАМЯТЬ

29.05.01 19:38 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
ТЫ ТОЛЬКО БУДЬ, ПОЖАЛУЙСТА, СО МНОЮ, ТОВАРИЩ ПАМЯТЬ

Пресс-показ триллера «Помни...» (Memento, Newmarket Capital Group, США, 2000, 116 мин., режиссер - Кристофер Нолан, в ролях - Гай Пирс, Кэрри Энн Мосс, Джо Пантолиано, Марк Бун, Стефан Тоболовски) прошел в кинотеатре «Стрела» 29 мая.
Сюжетная композиция выстроена по рецепту раннего творчества братьев Стругацких - контрамот, кино наоборот, где эпизоды склеены в обратной последовательности. Сначала нам рассказывают, кто кого убил, а уж потом - почему это случилось. Механизм памяти главного героя Леонарда Шелби (Гай Пирс) отказывает ему. Он помнит все, что случилось с ним в прошлой жизни, когда он был женат и работал детективом в страховой компании, но не помнит то, что с ним происходило 15 минут назад. Его жену убили и изнасиловали, а ему самому досталось кастетом по голове - и это последнее воспоминание Ленни. С тех пор он вынужден существовать при помощи фотоаппарата Polaroid и памятных записочек: как кого зовут, кого надо убить и кто лжет. Ленни оперирует только «фактами» и, чтобы не запутаться в них, он записывает их на собственном теле в виде татуировок. Тату номер один: «Найди его и убей». Фабула фильма повествует о том, как Леонард разыскивает эти факты и фиксирует их. Но в произведении есть еще одна линия. История Сэма Дженкиса - подследственного Ленни в прошлой жизни. Сэм Дженкис также потерял память о настоящем, хотя с ним остались все его привычки и навыки, он даже продолжает делать собственноручно инъекции инсулина своей жене, но забывает об этом через мгновение, и если супруга попросит, он сделает ей еще одну инъекцию, а потом еще одну и еще. Ленни, как представитель страховой компании, выносит вердикт, что физического недуга у Дженкиса нет, а за психический страховка не полагается. Ленни проводит параллель между этим персонажем и собой в настоящем (может быть, Ленни это и есть Сэм Дженкис?), но у него есть система, дисциплина и цель. Уж если герой написал на фотографии полицейского, что «этому человеку верить нельзя», то логическая цепочка развивается: дальше появляется надпись «он лжет», потом «он - тот, кого ты ищешь» и кульминация, с которой начинается фильм - «убей его». В середине картины вся система трещит по швам: Ленни - легкая добыча для мошенников, если в течение короткого времени он не находит карандаш, то его сознание чисто, как белый лист. Ему можно сказать, что он убил, ему можно сказать, что он не убивал. Можно даже назвать его покойную жену вонючей шлюхой, и через пять минут Ленни не то что простит, а вообще забудет. На этой особенности и создается детективный пласт истории, но есть и другой. Запись «Меня зовут Леонард Шелби, я из Сан-Франциско» может оказаться обманкой. Каждый раз герой пытается вспомнить, кто он и что делает. Он ли гонится за тем мужиком с пистолетом или тот мужик охотится за ним? Что является памятью, а что - игрой воображения? Верить нельзя никому - и даже себе. Придуманный Ленни мог уже пять раз убить придуманного Джона Джи и забыть об этом, искать его снова и не находить. Главное - свято верить в свои записочки. А если появится крамольная мысль, что и жены у тебя не было, да и не убивал ее никто и не насиловал, то эту мысль надо просто уничтожить - стереть из своей памяти.
Евгения Киселева, InterMedia