Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

25.06.2017
24.06.2017
23.06.2017
22.06.2017

ЛЮБИТЕ ТОГО, КТО ПОЕТ «ПЕСНИ СО ВТОРОГО ЭТАЖА»

25.05.01 19:57 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
ЛЮБИТЕ ТОГО, КТО ПОЕТ «ПЕСНИ СО ВТОРОГО ЭТАЖА»

Пресс-показ и премьера фильма «Песни со второго этажа» (Швеция, 2000, Songer Fran Den Andra Vanningen, режиссер - Рой Андерссон, в ролях - Стефан Ларссон, Ларс Норд, Лучио Вучино, Торбьен Фальстрем, Хассе Седерхолм) прошли в кинозале «35 мм» в рамках «Проекта 35».
Сюжетной основой картины служит многократно цитируемое стихотворение перуанского поэта Цезара Вальехо «Спотыкаясь среди звезд». Его суть - любовь к человеку, каким бы он ни был: «любите ребенка в слезах и взрослого - потому что слез нет». Любить надо и лысого без шляпы, и человека с часами, и человека, который просто садится. Новопрочтение Нагорной проповеди в лютеранской аранжировке. Протестантский мотив - один из довлеющих в «Песнях». Мир, в котором воздаяние следует при жизни, мир, когда невозможно успеть покаяться, чтобы заслужить прощение. Фильм, начинающийся с гроба-солярия и заканчивающийся шествием живых мертвецов. Фильм, в котором гротеск на тему «Повести о Зое и Шуре» выглядит не кощунством, а притчей, подобной платку Фриды. Полотно зрелища, сотканное из снов, фильмов и ужасов. Скоротечность героев в остановившемся времени. Автомобильная пробка Кортасара приводит к почти бергмановской исповеди (с интонациями Киры Муратовой): герой приходит к пастору рассказать о том, что его бизнес сгорел в буквальном смысле, а его сын лежит в психушке. Пастор же ему отвечает: «Same shit, сын мой! Я вот уже второй год не могу продать свою виллу - представь, сколько денег я потерял на этом». Герой Калле (Ларс Норд) идет после этого к своему сыну, который так писал стихи, что его рассудок от этого помутился, и кричит на него за то, что тот не может даже поздороваться с ним, кричит так, что его самого выводят санитары лечебницы.
В «Песнях» сбываются детские страхи-желания, и фокусник во время представления действительно распиливает добровольца из публики. Основные персонажи действия - пожилые обрюзгшие мужчины, и первая треть картины - как эти мужчины ложатся со своими немолодыми обрюзгшими женами, любовницами и любовниками в постель. Сумерки всех времен, потому что идет 2000 год, а это день рождения известного всем человека на кресте, и, торгуя его изображениями, можно к любой цифре запросто «приписать два нолика», потому что следующий такой день у него будет только через тысячу лет, и герои не смогут дожить до него. В жертву приносится «цветущая юность» - маленькая девочка в белом платье с завязанными глазами, чтобы ей не страшно было падать в пропасть. Жертва приносится, но выхода нет - ни буквального, ни глобального.
Сколько было предпринято попыток за всю киноисторию создать любовное настроение при помощи музыки, но кадр, где молодые влюбленные музицируют вдвоем на одной блок-флейте, побеждает все предыдущие опыты своей лаконичностью и пронзительностью. Музыка Бенни Андерссона - отдельная часть повествования. Песня без слов и мелодичность стиха. Сюрреализм трагифарса укладывается в единую цельность, где молодая толстенькая мать терла свою дочку лицом о кирпичную стену, а маленький мальчик ел из плевательницы какую-то гадость. Собачка, сломав свою тоненькую ножку, валялась на панели - таким образом начинался двадцать первый век. А Иисус Христос - просто добрый человек, и погиб именно по этой причине. Жалко всех добрых людей, которые не имеют своей бизнес-идеи - она могла бы спасти. Любить надо простого человека, даже если он не любит землю и небо.
Евгения Пляшкевич, InterMedia