Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

«НОЧЬ В ГАЛИЦИИ» ПОЛНА РУСАЛОЧЬИХ ПЕСЕН

07.02.01 16:50 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
«НОЧЬ В ГАЛИЦИИ» ПОЛНА РУСАЛОЧЬИХ ПЕСЕН

Премьерный показ действа «Ночь в Галиции» Владимира Мартынова состоялся в Концертном зале Чайковского 6 февраля. В основе произведения лежит одноименное стихотворение Велимира Хлебникова, составная часть которого - чародейские русалочьи песни, опубликованные фольклористом И.П.Сахаровым в сборнике «Сказания русского народа». Набор фонем, использованный в них, оказывается родственен аллитеративному языку Хлебникова. Совмещение архаического текста с «заумным» языком авангарда позволяет создать ритуальное пространство, в котором диалоги литературных персонажей становятся не столько обменом мыслями и чувствами, сколько заклинанием друг друга. Действующие лица произведения - Вила, Русалка, Лешак, Рыбак - заимствованы из хлебниковской поэмы «Лесная тоска», но на сцене они не персонифицированы. Так, от лица Русалки или Ветра поют несколько участников. Привычные сюжетные коллизии отходят на второй план, а на авансцену выступают отношения, диктуемые законом ритуала.
Как сценическая, так и музыкальная форма действа строится по принципу сопоставления противоположностей: человеческим голосам противопоставлены инструменты, высоким регистрам - низкие. Номера также построены на оппозициях: часто одна и та же мелодическая попевка используется сначала в партии женской группы ансамбля, а затем мужской. Сочетание архаичного способа звукоизвлечения со звучанием современных струнных инструментов создает два полюса: традиционное - нетрадиционное. Организовать все это в единое целое Владимиру Мартынову удается на основе репетитивной техники, которая становится звуковым аналогом внесмысловых текстов. В качестве исходного музыкального материала использованы мелодические формулы славянского фольклора, употреблявшиеся для заклинания сил природы в древних календарных песнях.
Композиция начинается с заклички: из зала слышны голоса - мужской и женский, последовательно выкрикивающие несколько гласных звуков, не то подражая птицам, не то имитируя нечистую силу. Постепенно исполнители поднимаются на сцену, и к ним присоединяются другие участники ансамбля. Музыкальная ткань становится сложнее, и полифоническая фактура, состоящая поначалу из выкрикивания отдельных немузыкальных звуков, постепенно обретает звуковысотность и становится более ритмичной. Так как «Ночь в Галиции» предполагает еще и сценографию, в течение всего времени, пока разворачивается действо, позади оркестра сооружается конструкция из железных прутьев. В финале произведения оркестр расходится в разные стороны, и под лучом прожектора возникает блестящий круг, являющийся символом восходящего солнца. На фоне этой умиротворяющей картины слышны еще отголоски ночного шабаша - тихие звуки заклинания.
В концерте принимали участие ансамбль OPUS POSTH и аутентичный фольклорный ансамбль п/у Дмитрия Покровского.
Наталья Трушина, InterMedia