Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

26.02.2017
25.02.2017
24.02.2017
23.02.2017
22.02.2017

В «МОСКВУ, МОСКВУ!» АЛЕКСАНДРА ЗЕЛЬДОВИЧА

28.01.01 20:18 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
В «МОСКВУ, МОСКВУ!» АЛЕКСАНДРА ЗЕЛЬДОВИЧА

Премьера фильма «Москва» («Компания Олега Радзинского», «Телекино», Россия, 2000, режиссер - Александр Зельдович, в ролях - Татьяна Друбич, Наталья Коляканова, Ингеборга Дапкунайте, Александр Балуев, Виктор Гвоздицкий, Станислав Павлов) прошла в кинотеатре «Ролан» 25 января.
Режиссер Александр Зельдович и писатель-постмодернист (кстати, дебютировавший в роли сценариста) Владимир Сорокин сделали попытку воссоздать атмосферу Москвы 1990-х гг. «Москва» – это сугубо авторский взгляд на «героев нашего времени», населяющие больной и ущербный, но деятельный мегаполис; подчеркнутая искусственность «московской среды», ее нещадная жестокость – возможно, отстраненная попытка поставить диагноз любимому, но холодному и неуютному городу, который даже своим коренным жителям не дает ни тепла, ни ласки. В «Москве» живут страшно, но невероятно беззаботно; страдают тихо, но до самоубийства; убивают красиво (кровь брызгает на белую пачку балерины); пытают изобретательно, накачивая в задницу воздух. В городе царствует дисгармония: ледяное бытие, колючая атмосфера, шаткая мораль.
Знаки подлого времени выражены через характеристики героев. «Скованные одной цепью» в 1970-х гг. партийная элита и богема, в 1990-х гг. - бандиты и богема; социокультурный слой - золотая молодежь 1970-х гг. и порожденные ими дети.
Каждый из героев «Москвы» по-своему несчастен. Хозяйка ночного клуба на Воробьевых горах - Ирина (в долгах как в шелках). Она «воспитывает» двух дочерей: старшую Машу - расчетливую студентку юридического факультета (ведь время выпускниц Смольных институтов прошло) - и младшую красавицу Ольгу, находящую на домашнем лечении (она страдает аутизмом) под бдительным присмотром давнего любовника мамы – врача-психотерапевта.
Доктор по имени Марк с меланхоличным сожалением о былой юности «балуется» алкоголем. Он несчастен, его тайная любовь – больная Ольга. Он вынужден лечить «хозяев жизни» - инфантильных взрослых, пауков в банке. Машин жених – бизнесмен Майк (сирота) собирается заботиться об этом семействе, которое он как будто бы «покупает» и от осознания этого мучается. Но его гибель от рук конкурентов на открытии долгожданного детища – театра с балетной сценой – буквально «передает» женщин в руки его давнего друга Левы. Имея двойное гражданство (израильское и российское), Лев женится сразу на обеих сестрах. Этот персонаж – единственное здоровое звено среди «жильцов» фильма просто потому, что он – конформист, способный мимикрировать в любой среде и подчинять себе обстоятельства. Лев – человек с богатой «творческой» биографией (окончил консерваторию, работал в барах Германии, теперь, отрастив пейсы, перевозит черный нал для Майка) – «подставил» товарища, присвоив миллионы.
В «Москве» очевидны и литературные аллюзии из пьесы «Вишневый сад» (Раневская – героиня Колякановой, Лопахин – новый русский, «возрожденец» русского балета Майк) и «Три сестры» (чеховские сестры Ольга, Маша и Ирина – правда, в некоторой перверсии мать и дочери), съеденный жизнью «Дядя Ваня» Марк; и эстетические - на модное в начале 1990-х художественное направление «московского концептуализма» - соц-арт. При большом желании можно увидеть и «эффект остранения», достигнутый в изображении «московской действительности» камерой Александра Ильховского.