Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

БЫТЬ ФРИДРИХОМ МУРНАУ

24.01.01 20:53 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
БЫТЬ ФРИДРИХОМ МУРНАУ

Фильм «Тень вампира» (Shadow Of The Vampire, Великобритания-США-Люксембург, 2000, режиссер - Элайс Мэридж, в ролях - Джон Малкович, Вилем Дефо, Удо Кир) был показан в на закрытии VI Международного кинофестиваля «Лики любви» 23 января. Постмодернистская фантасмагория, сюжет которой - съемки легендарного творения немецкого экспрессионизма фильма Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату, симфония ужаса» (Nosferatu, Eine Symphonie Des Graurens, 1922). Монохромные кадры, стилизованные под «оригинал», соседствуют с цветной действительностью.
Избалованной звезде сцены Грете Шредер (Кэтрин Маккормак) Мурнау предрекает бессмертие благодаря роли в картине, а еще «вечная жизнь» вкупе с самой Шредер обещана актеру Максу Шреку («Schreck» с немецкого переводится как «страх»). В последней части фильма режиссер признается своим коллегам, что Макс вовсе не прославленный актер, «работающий по системе Станиславского», а никому не известный персонаж, которого он повстречал, подыскивая натуру для фильма и «замок графа Орлока». К этому времени Шрек (Уиллем Дефо) успел «покоцать» оператора (прямо на площадке) и нескольких рабочих сцены (под покровом ночи) и эпатировать съемочную группу шоу «поедание летучей мыши». По версии Мериджа, изумляющие всю труппу «актерское» перевоплощение Шрека, его неподдельная искренность в роли вампира - являются не игрой, а реальностью.
Новая реальность «Тени вампира» соответствует исторической правде только в вопросе имиджа Макса Шрека, биография которого до сих пор окутана мрачной тайной.
В фильме завораживает не мистическая сторона сюжета («вампир подкрался, вцепился в горло, кровь выпил, а с первыми лучами солнца скончался»), интересным является то, что остается «за рамкой кадра». Режиссер кричит вампиру: «На исходную позицию! То, что не попало в рамку - не попадет в вечность». В это время Макс Шрек уже в реальности прокусил горло одурманенной морфием Грете Шредер, успев по пути к цели прикончить оператора и директора картины. А обезумевший (тоже не без участия морфия) Мурнау продолжает крутить ручку камеры, фиксируя «настоящую жизнь».
Вариация на тему кино о кино, пародийное обыгрывание самой идеи синематографа - от простых фраз «зачем ты напал на единственного оператора, для начала мог бы удовлетвориться любой девушкой из сценарной группы» до таких серьезных мотивов, как желание приблизиться к тому рубежу, где все «взаправду» и возможно принесение любых жертв ради будущего шедевра. Шедевральность дана изначально: «Фридрих Мурнау - гениальный режиссер, как Гриффит и Эйзенштейн» (звучит иронично на фоне факта, что в 1921 г. Сергей Эйзенштейн был малоизвестным актером театра Мейерхольда, не сделавшим еще ни одного шага в режиссуре).
Примечательно, что центральные актеры фильма имеют не первый «инфернальный опыт» в кинематографе: Кэрри Элвис (оператор Фриц Вагнер) играл в каноническом «вампирском» фильме «Дракула» Брэма Стокера» («Dracula» Bram Stoker, 1992, режиссер - Фрэнсис Форд Коппола), Джон Малкович (Мурнау) исполнил роль Джекила/Хайда в картине «Мери Рейли» (Mary Reilly, 1996, режиссер - Стивен Фрирс).
Евгения Пляшкевич, InterMedia