Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

«ГАМЛЕТ» В "НОВОЙ ОПЕРЕ" ОБОШЕЛСЯ БЕЗ КРОВИ

08.11.00 16:48 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
«ГАМЛЕТ» В "НОВОЙ ОПЕРЕ" ОБОШЕЛСЯ БЕЗ КРОВИ

Премьера оперы Амбруаза Тома "Гамлет" состоялась в театре "Новая опера" 5 ноября. Постановку осуществили режиссер Валерий Раку, дирижер Дмитрий Волосников, художник Марина Азизян и светорежиссер Глеб Фильштинский. В главных партиях выступили Вадим Панфилов (Гамлет), Людмила Кафтайкина (Офелия), Татьяна Смирнова (Гертруда), Виталий Ефанов (Клавдий), Валерий Гильманов (Призрак), Дмитрий Пьянов (Марцелл) и Анатолий Григорьев (Горацио). Постановщик Валерий Раку считает, что трагедия Шекспира и опера Тома – два разных произведения: "Тома и его либреттисты многим пожертвовали из драматургических линий пьесы, а в центре стояла любовная история принца Датского. В лирическом мире Тома невозможны те потоки крови, которые заливали шекспировскую сцену, но на языке музыки он описывает такую гибель души, после которой гибель физическая не имеет смысла". Поэтому в спектакле гибнет только Офелия, смерть которой вынуждает Гамлета отказаться от мести. Основой постановки становится трагедия отчуждения, которое символизирует занавеска ("глухая стена непонимания"), оставшаяся после фарса, разыгранного Гамлетом перед матерью и дядей.
Одна из важнейших составляющих постановки, достигших здесь паритета со сценографией и режиссурой, – работа светорежиссера, благодаря которой не ощущается недостаток декораций. Последние же сведены до минимума (право восхищать глаз досталось роскошным костюмам), а основой сценографии является выдвигающийся и поворачивающийся мост, на котором происходит все основное действие. Правда, все его перемещения в пространстве (во время музыки!) производят много шума. По левую и правую руку от моста иногда "всплывает" и снова "погружается" комментирующий хор (хоровые сцены партитуры Тома в этой постановке сильно сокращены).
Оркестр, на этот раз помещенный за кулисы, справился с функцией чуткого и слышащего концертмейстера, доказав, что дирижеру не обязательно стоять перед сценой и "смотреть в рот" вокалистам.
Среди солистов наивысший класс вокального и драматического мастерства показала исполнительница роли Королевы Татьяна Смирнова, в пении которой к тому же, в отличие от других, был отчетливо слышен французский язык. Выступление Офелии – Людмилы Кафтайкиной – оказалось слегка подпорченным неубедительной идеей выражения безумия через фальшивое пение.
В целом спектакль сделан на европейском уровне, несмотря на отдельные фрагменты "не из той оперы", продиктованные эклектичностью самой музыки (например, опереточные приплясывания хора наподобие "Летучей мыши" Иоганна Штрауса или раздумья Гамлета в духе Ленского о том, "что день грядущий мне готовит").