Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016

ПРАВДА ИОВА В ФИЛЬМЕ АРКАДИЯ КОРДОНА

24.10.00 20:00 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
ПРАВДА ИОВА В ФИЛЬМЕ АРКАДИЯ КОРДОНА

Пресс-показ фильма «Послушай, не идет ли дождь» (Россия, 1999, 102 мин., режиссер- Аркадий Кордон, в ролях – Александр Петренко, Ирина Купченко, Альберт Филозов, Елена Майорова) прошел в здании бывшего Госкино 18 октября. Фильм снят по биографии известного писателя-шестидестяника Юрия Казакова (1927-1982). Продюсер фильма, художественный руководитель студии «Круг» Сергей Соловьев, выступивший перед просмотром, поделился своим мнением о фильме: «Он вышел на 10 лет позже и на 20 лет печальнее по сравнению с первоначальным замыслом режиссера». По мнению г-на Соловьева, то, как ныне преподносится история русской словесности и то, что вспоминают о недавних временах эпохи развала Союза в телевизионных передачах – «омерзительная оперетка»: «Все умиляются, вспоминая песню «Ландыши»… Казаков и Окуджава не имели отношения к «ландышам», но имели отношение совсем к другим песням, которые и воспитали драматическое поколение».
Сюжет фильма Аркадия Кордона на первый взгляд незамысловат: гениальный писатель спивается в советских реалиях. На второй, более пристальный – не в советских реалиях, а просто такова жизнь, что писателю не спиться трудно. Дополнительную тяжесть фильму придает появление на экране трагически погибшей Елены Майоровой, играющей в картине роль женщины-смерти. Писателя Казакова играет Александр Петренко. Благодаря его игре зритель вместе с героем проходит семь кругов слегка затуманенного алкоголем ада. Действие картины происходит за год до смерти писателя, с момента его отказа от лечения в клинике по новейшему психологическому методу – до его возвращения из первой и последней поездки в Париж. Доктора-психолога играет Альберт Филозов. Не выдержав фрейдистских копаний в собственной душе и тяжести «ассоциативного» лечения, вытаскивающего на поверхность страхи и комплексы, какие и в подавленном состоянии-то выдержать трудно, герой Петренко возвращает доктору его тесты со словами «Сэр, засуньте их себе в кейс!». Вернувшись к спасительному алкоголю, герой Юрий сознательно обрекает себя на смерть; кроме того, алкоголь служит основной причиной его постоянных размолвок с любимой женщиной – женой, сыгранной Ириной Купченко. Превращаясь в полуживотное, он мучит ее и горячо любимого сына. В этой круговерти Юрий успевает писать. Его навеянные алкоголем грезы, снятые с помощью спецэффектов – это сказочный мир, наполненный огненными птицами и зелеными карликами.
В фильме использованы фрагменты прозы Бунина - из рассказа «Сны Чанга», о капитане судна и его собаке. «Есть две правды, - произносит герой, - первая, что жизнь прекрасна; вторая – жизнь мыслима только для сумасшедших… А может быть, существует только одна правда – правда Иова…». Затронув такие высокие материи, режиссер как бы обезопасил себя от придирок критики, так как стали возможными пафосные сцены: диалоги с женщиной-смертью, к примеру, или текст «Отче наш», прочитанный героем в финале картины. Название же фильма – «Послушай, не идет ли дождь», - это заголовок ненаписанного рассказа, якобы оставшийся на заправленном в машинку листе после смерти писателя.