Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

ШОК ОТ "КИНОШОКА"

20.09.00 16:34 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ШОК ОТ "КИНОШОКА"

Девятый фестиваль кино стран СНГ и Балтии "Киношок" завершился в Анапе 17 сентября. На церемонии закрытия председатель большого жюри Зураб Соткилава a capella исполнил "Сакартвело" на родном грузинском языке, не проронив больше ни слова. Поэтому каким образом жюри пришло к своему решению (см. ХРОНИКА), а также как оно оценило уровень нынешнего конкурса, осталось "за кадром".
Присуждение первой "Золотой лозы" Эльдару Рязанову разделило "Киношок" на два лагеря. Одни радовались: Эльдар Александрович шокировал всех признанием, что за 50 лет работы в кино только три его фильма участвовали в кинофестивалях, и потому Гран-при за "Тихие омуты" многие сочли эквивалентом зрительской любви и, очевидно, последним подобным призом в его жизни (хотя режиссер и намекнул, что из кино не уходит). Другие возмущались: Гран-при за эту слабую картину - всего лишь "недостающее" в коллекции наград режиссера, и фестиваль проиграл, "утопив" выигрыш в "Омутах".
Сам фильм по сценарию Эмиля Брагинского (его памяти посвящена картина) с музыкой Микаэла Таривердиева (обнаруженной режиссером в его архивах) дает повод к огорчению: любимая Рязановым лирическая мелодрама с элементами комедии нынче полна путаных ходов и таинственных мотивировок. Кроме того, мало кому понравилась исполнительница главной женской роли - Ольга Коростышевская -обладательница отрицательного обаяния, плохо подходящего к лирическому (в итоге) образу. Александр Абдулов в роли врача Антона Михайловича Каштанова нареканий не вызвал - не то что его герой, совершающий странные поступки. Актер приехал к премьере картины специально, в отличие от режиссера, который провел весь фестиваль в Анапе, к радости обитателей и обслуживающего персонала санатория "Россиянка" (работники столовой, например, устраивали три раза в день настоящую засаду на лестнице в столовой, подкарауливая звезд и выпрашивая автографы и совместный снимок на память).
Если победу "Тихих омутов" еще можно объяснить, то четыре приза фильму Виталия Мельникова "Луной был полон сад" и два приза картине "Жизнь Эльзы" Альгимантаса Пуйпы (в том числе за режиссуру) представляются явным перебором. А все награды вместе наводят на простую догадку: "невысказавшееся" жюри предпочло так называемые "культурные фильмы", как их называли в нашем прошлом. Наиболее европейская из этих лент - "Жизнь Эльзы" - и та близка к советскому историческому повествованию с его "умеренностью и аккуратностью", не говоря уж о работах классиков старшего возраста.
Три специальных приза, учрежденные жюри вне регламента при согласии дирекции "Киношока" и врученные картинам "Три брата" Серика Апрымова (Казахстан), "Лето, или 27 потерянных поцелуев" Наны Джорджадзе (Германия-Грузия-Франция), "Истинные происшествия" Мурада Ибрагимбекова (Россия-Азербайджан) выглядят в этой ситуации "утешительными" для их авторов и данью "многонациональности" фестиваля.
Ненаградные итоги фестиваля были подведены утром 17 сентября, на встрече прессы с Михаилом Боюром, главой администрации Анапы, заместителем председателя оргкомитета фестиваля. Встречу открыл президент "Киношока" Виктор Мережко, который сказал, что в этом году "город включился в фестиваль, и мы работали друг на друга. Мы вместе мечтаем о настоящем фестивальном центре, куда можно было бы приглашать звезд". (Как стало ясно впоследствии, в оргкомитете фестиваля мечтают, чтобы этот центр строился на средства всех стран бывшего советского пространства; за последние шесть лет из федерального бюджета Анапе не было выделено ни копейки.)
Г-н Мережко вспомнил, что поначалу анапчане приняли фестиваль в штыки: в годы, когда не платили пенсии, люди думали, что их деньги уходят на актерские тусовки; но теперь это позади.
Г-н Боюр сказал: "От шока 1992 года мы дошли до практически прекрасного фестиваля. Когда соединяются мысли выдающихся людей о жизни с мыслями простого народа - им это нравится, и они потом любят так, что никогда не предадут. А люди здесь непростые…" Он признал, что "Киношок" - крупнейшее культурное событие в городе за год, слава о котором идет по всему миру: лично ему, Михаилу Ивановичу, звонили из Сан-Франциско и Израиля с вопросами о "Киношоке": "То есть ваш фестиваль служит бесплатной рекламой нашего курорта".
Затем генеральный директор фестиваля Ирина Шевчук привела некоторые факты. За время IX "Киношока" актеры провели более пятидесяти творческих встреч - как сольных, так и коллективных (в станицах выступали бесплатно, в санаториях зрители покупали билет), их посетили более 15.000 человек. Все это - реклама отечественного кино. В прошлые годы людям показывали все "шоковые" картины, но "есть фильмы, которые зрителям не нравятся, поэтому теперь для простых людей - специальная программа и конкурс". В этом году острой стала проблема кинопоказа в надлежащих условиях: "Для того, чтобы фестивалю переехать в санаторий "Витязь", где зал оборудован системой Dolby, - сказала г-жа Шевчук, - надо год разговаривать с Газпромом, которому этот санаторий принадлежит. В это время по графику там отдыхают нефтяники из Нового Уренгоя". Привести в порядок зал "Россиянки" невозможно: "его надо просто сносить". Достижение фестиваля - отныне он включен в план культурных мероприятий исполкома стран СНГ. Невхождение "Киношока" в FIAPF (Международную организацию продюсеров) - принципиально: по уставу этой организации фильмы-лауреаты зарегистрированного в ней фестиваля не могут участвовать в других киносоревнованиях, а закрывать дверь в мир "нашим картинам" не хочется. Вместе с тем пространство фестиваля будет расширяться иным образом: ретроспектива чешского кино, устроенная нынче, - лишь начало "захвата" все новых и новых постсоветских стран в мирных кинематографических целях. Что касается российских территорий, то фестивальные картины и их авторы бывают в регионах по результатам "тихого и незаметного" (по словам Ирины Шевчук) киношоковского кинорынка, а также в ходе культурных акций, организуемых совместно с Госфильмофондом. Кстати, как сказал на закрытии фестиваля директор хранилища Владимир Малышев, Госфильмофонд подарил Анапе специально напечатанную копию "Кубанских казаков" (СССР, 1949, режиссер - Иван Пырьев). Жест остроумный: для многих местных показанный там рай - не прошлое, а будущее.