Рецензия на фильм «Воздух»: «Родина vs человек»
Оценка: 6 из 10.
Военная драма «Воздух» выходит в российский прокат 18 января 2024 года. Режиссёр: Алексей Гермал-мл. В ролях: Анастасия Талызина, Аглая Тарасова, Кристина Лапшина, Елена Лядова, Сергей Берзуков, Антон Шагин и другие.
Январь в российском кино – месяц долгостроев. Вперёд перед новой экранизацией Булгакова влетает масштабная военная лирика Алексея Германа-младшего «Воздух», съёмки которой начались ещё в 2018-м году. Тогда, конечно, мир был совсем другой, и те же фильмы на военную тему смотрелись иначе. Изменилась повестка, изменилось восприятие, не поменялся только «дымный» кинематограф Германа, как обычно, заинтересованный больше в психологизме времени, а не в атрибутике и пересказе его конкретных событий.
Время в «Воздухе» замерло на период с 1942-го по 1944-й. Советские солдаты и в частности лётчики пристально следят за «Дорогой жизни», являвшейся в 1942-м единственной надеждой для блокадного Ленинграда. Там, на берегу Ладожского озера, активно готовится к боевым задачам женское лётное подразделение. Офицеры и более опытные лётчики сомневаются, что девушкам подобные нагрузки по силам, однако главнокомандующий Астахов (Сергей Безруков) всё же решает дать лётчицам шанс проявить себя в бою.
Не стоит ждать от фильма мощной воодушевляющей драмы про подвиг советского солдата, как у нас любят в стране. Здесь даже имя Сталина не упоминается, да и враг, по сути, мифологизирован до образа одного непобедимого немца, коршуном летающего над обескураженной вражеским натиском русской землёй. Это скорее попытка передать ощущение войны, повисшую в воздухе неопределённость и застывший в глазах у каждого страх смерти. Смерть здесь показана буднично, никогда не знаешь, кого она заберёт следующим. Единственная, у кого со смертью договор, это главная героиня Женя (Анастасия Талызина), и то потому, что она ещё до начала событий фильма уже была давно мертва внутри.
В плане изображения хроники Второй мировой «Воздух» Германа-младшего ровняется скорее на Нолановский «Дюнкерк», чем на отцовскую «Проверку на дороге»: акцент на полётах и съёмка из кабины пилота, мотивы фатализма и моральный конфликт «родина vs человек», молодые лётчицы все как на подбор невзрачные и незначительные на фоне больших событий. А потом фильм становится анти-«Дюнкерком»: из-за того, что (в отличие от Нолана) у Германа самолёты ненастоящие, вариантов съёмки воздушных боёв значительно меньше, а самих боёв – больше. В итоге однотипные сцены множатся, хронометраж растягивается. В какой-то момент сюжет всё же выталкивает героиню Талызиной на первый план, причём с длинным двухминутным монологом о её трагичной судьбе, во всех подробностях рассказывающим предысторию Жени и её мотивацию стать лётчицей. Остальные героини при этом так и остаются безликими.
К режиссуре Германа вопросов нет. Длинные однокадровые сцены, фирменные, сгущающие атмосферу задымления, крупные планы на лицах во время воздушных сражений, насыщенный звуковой дизайн, масштабная работа с фактурой, натуральная естественность исполнительниц главных ролей. В каком ещё российском фильме или сериале мы сможем увидеть Анастасию Талызину, Аглаю Тарасову, Кристину Лапшину и других девушек без макияжа в кадре? Работа художницы Елены Окопной также предсказуемо гениальная: костюмы аутентичны, а фактура, как Герман-старший завещал, грязная, холодная, кричащая о том, что, пока война не кончится, покоя не видать.
Однако сценарий – именно то, из-за чего «Воздух» во второй половине стремительно теряет набранную высоту. Диалоги всё больше напоминают симуляцию женских разговоров, нежели нормальную человеческую речь: «а вы когда-нибудь целовались с языком?», «вам нужна любовь?», «вы любите детей?». Набор оборванных, вклиненных в повествование невпопад фраз, по идее, должен был показать, как девушки пытаются отвлечься между сражениями, но как-то не работает: слишком пусто, несвязно и попросту ни о чём. Отсутствие внятной интриги тоже не добавляет фильму интереса. На одной атмосфере и человеческих переживаниях 151-минутный фильм не построить.
Этот фильм позиционируется, как дань уважения лётчицам во время ВОВ, при этом сами лётчицы совершенно не запоминаются. Без особого труда всех затмевает лётчик-мужчина, которого играет Безруков – даже Талызину, хотя её героиню и пытались сценарными усилиями пропихнуть на передовую, но сделали лишь хуже. Кино как будто рушится под собственной же тяжестью, задыхается в своей же неопределённости. Из хорошей военной драмы медленно превращается в плохую мелодраму.
Идеологически что-то мямлит два с половиной часа, боясь выразить хоть какую-нибудь внятную позицию. Конечно, по сравнению с другим прошлогодним проектом «Первого канала» про космос, «Воздух» не назовёшь очередной патриотической пропагандой, но и чёткого антивоенного посыла в нём не прослеживается. В нём вообще, кажется, нет хоть какой-нибудь свежей мысли по теме или просто универсально понятной, цепляющей истории, за которую это отстранённое, холодное кино, витающее в своей собственной атмосфере, захочется вспомнить через год-другой. В этом как раз и заключается главное отличие «Воздуха» от оттепельного кино, на стилистику которого Герман-младший здесь замахнулся и, увы, не осилил.
Вадим Богданов, "ИнтерМедиа"
Шон Леви может снять новых «Мстителей» со звездами франшизы
Режиссер Шон Леви может снять новый, пятый, фильм кинофраншизы «Мстители». Об этом сообщает Deadline со ссылкой на инсайдеров. По их данным, Леви получил официальное предложение от студии Marvel и последний вариант сценария, написанный Майклом Уолдроном («Локи»), но еще не дал окончательное согласие. Продюсеры ведут переговоры и с другими режиссерами на случай отказа Шона, но он является их приоритетной кандидатурой.
Фильм ранее назывался «Мстители: Династия Канга», но был переименован в пока еще рабочий вариант «Мстители 5» после увольнения исполнителя роли Канга Джонатана Мэйджерса в 2023 году (из-за обвинений в нападении на бывшую девушку). Съемки проекта должны были начаться в 2024-м, но сейчас статус фильма и производственный график не определены.
Близкие к студии источники говорят, что в новом фильме появится более шестидесяти персонажей киновселенной, и он станет самым масштабным проектом Marvel. В числе актеров, которые могут вернуться к своим ролям, упоминаются Марк Руффало, Крис Хемсворт, Бенедикт Камбербэтч, Том Хиддлстон, Симу Лю и Карен Гиллан. В отличие от первых четырех «Мстителей», где основной сюжет был сосредоточен вокруг главных героев в исполнении Роберта Дауни-младшего, Криса Эванса, Скарлетт Йоханссон, Криса Хемсворта и Марка Руффало, в пятом фильме все супергерои будут иметь равные права, что сделает его скорее ансамблевым проектом.
«ИнтерМедиа» напоминает, что 26 июля на мировые экраны выходит новый фильм Шона Леви «Дэдпул и Росомаха», режиссер также планирует снять два эпизода финального сезона сериала «Очень странные дела».
Элай Рот перезапустит «Хостел» в формате сериала с Полом Джаматти
Режиссер Элай Рот готовит переосмысление своей слэшер-кинофраншизы «Хостел». В фильме 2005 года рассказывалось о двух американских студентах и их «отмороженном» исландском попутчике, отправившихся в секс-тур по Восточной Европе. В поисках доступных красоток они приезжают в Братиславу и заселяются в хостел, но, как им предстоит узнать, гостиница в деревушке не так уж гостеприимна, и ее посещают любители совсем иных развлечений – садисты, любители пыток и убийств. За первым фильмом последовали два сиквела в 2007 и 2011 году: второй был посвящен приключениям в Словакии столь же незадачливых студенток, а действие третьего происходило на мальчишнике в Лас-Вегасе.
Как сообщает Hollywood Reporter, Рот написал новый сценарий и займет режиссерское кресло, продюсеры оригинального «Хостела» Крис Бриггс и Майк Флайсс также примут участие в проекте. Сериал станет современным переосмыслением франшизы, а на одну из главных ролей приглашен Пол Джаматти («Оставленные», «Иллюзионист»). Где и когда состоится премьера, пока не известно, но съемками будет заниматься студия Fifth Season, делавшая проекты для Apple TV+, например, сериал «Разделение»
Группа IOWA воспела «Бар МоскваЧики»
Премьера сингла и клипа группы IOWA «Бар МоскваЧики» состоялась 5 июня 2024 года. Песня стала главной темой одноименного фильма, который выйдет в российский прокат 12 июня и в котором солистка коллектива Екатерина Иванчикова сыграла одну из главных ролей. По словам певицы, идея создания саундтрека пришла к ней прямо на съемках:
- Тогда мы с коллегами по площадке часто слушали «Кабриолет» группы Ленинград. Чтобы создать немного хулиганскую атмосферу, я вдохновлялась треками Blondie, Кейт Буш, Blink-182, а позже добавила чуть классического поп-панка. После прослушивания трека «Бар МоскваЧики» у вас должно остаться ощущение, что вы мчитесь в машине с открытым верхом, и все еще впереди!
«ИнтерМедиа» напоминает, что летняя комедия режиссера Анарио Мамедова расскажет о том, как три подруги-москвички отправляются повеселиться в Санкт-Петербург и неожиданно для себя на последние сбережения покупают там бар.
В фильме также снялись Яна Кошкина, блогер Екатерина Шкуро, Марк Богатырёв, Михаил Тарабукин, Давид «Dava» Манукян, Кристина Бабушкина, Иван Пышненко, Роман Юнусов, Денис Косяков, Игорь Ознобихин, Сергей Рост, Михаил Павлик и Дмитрий Красилов (для которого этот проект стал последним).