На «ФестеКреативных» рассказали, почему падает уровень культуры и как Леди Гага использует приемы Баха
Научно-популярная лекция главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова «Культура и креативные индустрии в РФ» состоялась в конце июня 2023 года в рамках форума креативных индустрий «ФестКреативных».
Начиная выступление, спикер отметил, что все развитые страны сейчас занимаются изучением креативных индустрий, но при этом каждая из них вкладывает в данное понятие различное содержание. Четкого, устоявшегося перечня индустрий, которые могут считаться креативными, не существует. В качестве примера спикер привел комплексное исследование «Культура и культурные индустрии в РФ», в котором сопоставление подходов разных стран занимает 10 страниц.
– Более того, в мире даже не существует точного определения культуры. Большинство имеющихся определений – оценочные («культура – это хорошо»). Мы в InterMedia считаем, что культура в общем виде – это совокупность результатов общественно полезной человеческой деятельности. Однако то, была ли деятельность полезной, может рассудить только Господь Бог (для верующих) или история (для атеистов), – отмечает Евгений Сафронов. – При этом существует и институциональное определение культуры, которое применяется в государственном управлении, законодательстве, учете и статистике. С этой точки зрения культура – это совокупность результатов деятельности резидентов в областях искусства, культурного наследия и др. В «и др.» входят национальные традиции и обычаи, которые могут различаться от страны к стране: где-то частью культуры является охота, где-то – религия. В развитых странах закрепление дефиниций в законе дает возможность провести более-менее точные подсчёты, однако в РФ над этим только проводится напряженная работа, дефиниций пока нет.
Население мира 1850–2100 гг. (млрд чел.)
Далее спикер обратился к истории возникновения культуры:
– Жизнь на Земле зародилась около 4 млрд лет назад, род Homo – около 2 млн лет назад, а непосредственно вид Homo Sapiens – 45 тыс. лет назад. Мы находимся в самом начале развития, это следует понимать. Все это время, когда жизнь уже существовала, ей не управлял разум – его еще не было. Культура в современном понимании появилась вместе с Homo Sapiens – они начали создавать произведения искусства немедленно после своего появления, до них этого никто не делал.
Развитие культуры в первую очередь было связано с ростом населения, появлением городов и письменности. При этом культурные индустрии появляются только на новом - массовом - этапе её развития. Индустрии связаны в первую очередь с техническим прогрессом, позволяющим донесение произведений до всё более широких масс - в частности, с появлением книгопечатания. “Отец книгопечатания” Иоганн Гутенберг рассчитывал, что его изобретение поможет проще и быстрее распространять Библию для духовного и нравственного просвещения народа. Но вместо этого появилась индустрия массовой культуры - началось издание самой простой и доступной литературы, в частности, рыцарских романов.
– Если внимательно прочитать роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», станет ясно, что в нем описывается не что иное, как безумие, овладевшее человеком вследствие неумеренного потребления поп-культуры того времени. Это должно свидетельствовать о том, что не всякие книги являются результатом той самой «общественно полезной человеческой деятельности», о которой шла речь в определении культуры. Но определить уровень пользы сейчас невозможно, поэтому сейчас любые книги считаются частью культуры по умолчанию, – печально отмечает Евгений Сафронов.
Говоря об институциональном определении культуры, эксперт обратил внимание на наличие в нем слова «резидент».
– Это финансовое понятие, которое указывает на привязку творческой единицы к территории или обществу. Только таким образом можно рассчитать показатели сферы культуры отдельной страны, – уверен он.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года №2613-р была утверждена «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Увы, в этом документе все понятия трактуются слишком широко, и нет объяснения того, как разграничить созданные в стране произведения и тот креатив, который пришел извне.
Структура мирового населения по уровню культуры
Далее Евгений Сафронов отметил, что население мира за последние 70 лет выросло практически в три раза.
– Подавляющая его часть состоит из людей начального уровня культуры, только начинающих ознакомление с наследием человечества - и в количественном отношении она быстро растет. Высококультурная часть населения составляет несколько процентов, её количественный рост практически остановился - в соответствии с правилами арифметики её доля стремительно сокращается. В силу этого процесса общий мировой уровень культуры падает.
Между тем, креативные индустрии базируются на сфере культуры, которая в свою очередь базируется на общении, коммуникациях.
– В коммуникациях участвуют все живые существа, а также созданные людьми устройства, однако всё это касается только передачи сведений (проверяемой информации). Обмен художественными образами (информацией, не подлежащей проверке) возможен только между людьми - на этом базируется вся цивилизация, а как частный случай - культурные (они же креативные) индустрии.
В определении ЮНЕСКО указано, что креативные индустрии – это индустрии с потенциалом получения прибыли. Однако на деле прибыль эта генерируется лишь в нескольких развитых странах, а в остальных случаях она связана с более или менее заметным бюджетным стимулированием - власти понимают важность этих индустрий для развития общества, и уделяют им внимание.
– Нужно понимать, что прибыль здесь и сейчас может быть получена исключительно путем ориентации на вкусы широких масс, а поскольку общемировой уровень культуры падает, то и популярностью пользуются произведения всё более простые, аудитория сложных жанров в относительном выражении сокращается – отмечает Евгений Сафронов.
В культурных индустриях используются следующие бизнес-модели:
- Религиозно-политическая
- Розничная
- Рекламная
- Корпоративная
Докладчик привел в пример рекламной модели клип Леди Гаги, выпущенный в 2009 г. на песню Bad Romance, в котором размещена реклама водки Nemiroff.
- Мы называем это современным термином – product placement, но само это явление появилось не одно столетие назад. Скажем, Иоганн Себастьян Бах сочинил «Кофейную кантату» по заказу кофейного дома Циммермана еще в 1734 г.
Мы помним, что первая модель - самая древняя, существовала ещё в первобытных общинах. Вторая появилась после изобретения денег, третья - порождение капитализма, а четвертая появилась уже в XX веке в результате формирования управляющих миром транснациональных корпораций. Сейчас в ходу все четыре модели, однако в последнее время вторая и третья заметно уступают позиции первой (в развивающихся странах) и четвертой (в развитых странах). В частности, в исследовании “Культура и культурные индустрии” наглядно описан практически завершившийся процесс поглощения творческих компаний крупными корпорациями в развитых странах. В развивающихся странах проходит схожий процесс - но уже со стороны властей и приближенных элит. Наблюдение за развитием ситуации даст максимально приближенное к реальности понимание перспектив развития творческих (креативных) индустрий.
Доходы от зрелищных мероприятий по источникам поступлений (2019-2022, млн руб.)
InterMedia напоминает, что форум креативных индустрий «ФестКреативных» проходил в библиотеках и культурных центрах Москвы с 23 по 25 июня 2023 года. В рамках события состоялось более 30 мероприятий – деловых и творческих программ, панельных дискуссий, лекций и выставок.
Павел Соломатин, InterMedia
Умерла актриса Агния Елекоева
Актриса Агния Елекоева скончалась 2 июня 2024 года в возрасте 94 лет. Она получила актёрское образование в Ленинградском театральном институте им. Островского, служила в Ярославском театре им. Волкова и Театре им. Ленсовета.
С 1953 года Агния Елекоева снималась в кино. Первый фильм – «Весна в Москве», затем были роли в «Оводе», «На дальних берегах», «Вдали от родины», «Двух билетах на дневной сеанс» и др. Последняя роль Елекоевой в российском кинематографе — участие в сериале «Адвокат» в 1990 году. После этого актриса переехала в США.
Ранее стало известно о смерти актриса Театра Вахтангова Инны Алабиной.
Майя Хоук выпустила свой третий альбом и клипы на все песни
Релиз альбома Майи Хоук «Chaos Angel» состоялся 31 мая 2024 года. В третью студийную пластинку 25-летней актрисы, певицы и дочери Умы Турман и Итана Хоука, вошли 10 треков. На каждую песню Майя сняла лирик-видео, которые можно посмотреть на ее канале в YouTube.
Сьюзен Сарандон и Уильям Х. Мэйси отправятся в последнее путешествие в фильме «Выход направо»
Сьюзен Сарандон, Уильям Х. Мэйси («Линкольн для адвоката») и Марсия Кросс («Ты») исполнят главные роли в фильме «Выход направо» (Exit Right). Как сообщает Deadline, режиссером и сценаристом проекта выступит Томас А. Морган, ранее снимавший документальные фильмы.
Главная героиня Ян Рэндлал (Сарандон) – волевая, предприимчивая и уверенная в себе женщина. Она недавно вышла на пенсию, сделав успешную карьеру журналиста и получив в как местное так и национальное признание. Но планы на увлекательную старость обрывает страшный диагноз: Ян узнает, что у нее неоперабельная раковая опухоль мозга. Отказываясь принимать лекарства, из-за которых последние дни ей пришлось бы провести на больничной койке, Рэндалл переезжает в палатку на заднем дворе своего дома. И тогда ее муж Джон (Мэйси), будучи преисполнен решимости сделать ей последний подарок, отправляется с женой в кругосветное путешествие — пешком, в их родной город. Джон по натуре домосед, бывший бухгалтер в мебельной компании и тоже пенсионер. Он очень практичен, ему нравятся простые вещи и размеренная жизнь, но ради жены он готов всё бросить. Кросс сыграет Монику Фриман - сестру Ян. Она глубоко презирает Джона и полна решимости обеспечить своей сестре все удобства, которые может предоставить современная медицина, несмотря даже на ее протесты.
- Эта история во многих отношениях является для меня личной, - говорит Морган. - Когда мы стареем, кто может влиять на то, как мы умираем? Кого мы хотим видеть рядом с собой? Как мы определяем любовь, семью или сообщество? Познакомить мир с такой историей — это мечта всей жизни маленького мальчика, который каждые выходные сидел в кинотеатре и ждал, чтобы увидеть, как жизнь развернется на экране.