Умерла Анастасия ЗаворотнюкАлсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженое

Кинопрокат России вышел на первое место в Европе. Почему это закономерно и чего ожидать в будущем?

Итак, официально зафиксирована очередная победа российского кинематографа: Европейская аудиовизуальная обсерватория (EAO) объявила о появлении нового лидера. По итогам 2017 года Россия сместила Францию с первого места в Европе по объёму рынка кинопроката (некоторые СМИ говорят “кинорынке”, но этот термин в России применяется в ином значении). Событие, несомненно, знаменательное, и мы попробуем разобраться в этом вопросе детальнее.

Первое, что следует отметить - территория России большей частью относится не к Европе, а к Азии, потому географический принцип сравнения применим с определенными оговорками. В то же время, в отличие от находящейся в аналогичной ситуации Турции, бОльшая часть кинобилетов в РФ продаётся именно в европейской части страны, потому оснований у ЕАО причислять Россию к Европе более чем достаточно. Однако не удивлюсь, если вскоре ЕАО намекнут, что для точности сравнения ей следует считать продажи билетов не в целом по России, а только на её европейской территории - в противном случае первое место останется за Россией на годы и десятилетия.

Второе – ЕАО считает основным показателем количество проданных билетов, но это всё же не единственный показатель. Сравнение общей выручки показывает серьёзное отставание от лидера - в 2017 году в России было продано кинобилетов на 917,5 млн долл, во Франции - на 1.477 млрд (средняя цена билета во Франции в полтора раза выше, чем в России).

Третье - по количеству проданных билетов на душу населения России также далеко до Франции. Но радость скептиков будет недолгой - как выясняется, по данному показателю Россия, хоть и отстает от лидеров, но вполне сравнима с Германией, Италией или Польшей, и даже опережает Турцию.

Кинопрокат стран Европы в 2017 г.

Страна

Кол-во проданных билетов, млн

Население, млн чел.

Кол-во проданных билетов на душу населения

Россия

213,5

146,8

1,45

Франция

209,4

66,7

3,14

Великобритания

170,6

66,1

2,58

Германия

122,3

82,7

1,48

Испания

100,2

46,5

2,15

Италия

99,2

59,8

1,66

Турция

71,2

80,4

0,89

Польша

56,5

38,6

1,46

Нидерланды

36

17

2,12

Бельгия

19,6

11,4

1,72

Составление - InterMedia, источники: EAO, Росстат

Статистика ЕАО отразила объективный рост российского кинопроката. Точных данных о количестве проданных билетов до запуска ЕАИС в 2015 г в стране не было, но, по оценкам InterMedia и ЕАИС, в не самый простой для страны период с 2014 по 2017 гг. рост составил впечатляющие 56%. Эксперты прогнозируют дальнейшую положительную динамику.

При этом считаю нужным обратить внимание читателя на то, что в целом по Евросоюзу в последнее десятилетие посещаемость кинотеатров не показывает устойчивой тенденции к росту и разнонаправленно колеблется в пределах нескольких процентов в год вокруг цифры в 950 миллионов билетов. В той же Франции за год произошёл спад на несколько процентов - однако даже если бы его не было, Россия все равно вышла бы на первое место. Россияне от года к году всё чаще ходят в кино, и проявляется это во всех слоях общества. В 2017 году заметны новые положительные тренды, отмечается опережающий рост отдельных сегментов киноаудитории. Всего лишь за год зрителей старше 35 лет стало на 5% больше, а родителей с детьми - и вовсе на 8% (это данные опроса ВЦИОМ).

Среди факторов, содействующих росту посещаемости, стоит отметить следующие:

В кризис 2014-2015 гг. цены на многие виды развлечений заметно возросли, тогда как цены на билеты в кино удалось на несколько лет «заморозить», а в 2017 году средняя цена билета даже немного снизилась. На мой взгляд, это проявление ответственности и дальновидности кинопрокатчиков, которые всё это время расширяли деятельность, открывая новые кинозалы.

С 2015 года по федеральной программе кинофикации, реализуемой Фондом кино, было открыто 426 кинозалов.

Отечественные фильмы стали более популярными и привлекательными для зрителя. В 2017 году 3 из 11 картин, собравших больше 1 млрд руб. в прокате, были российскими, а лидер - “Движение вверх” - стал вторым по посещаемости фильмом за всю историю новой России (после “Аватара”). Конечно, Минкульт время от времени подвергается критике за применение протекционистских мер, но всё же эти меры никак нельзя назвать драконовскими, они вполне сопоставимы с мерами, применяемыми в некоторых странах Европы.

Говоря о кинопрокате как в национальном, так и в общемировом разрезе, нельзя не упомянуть и о бурном развитии видеосервисов, доставляющих потребителю по цифровым сетям аудиовизуальных произведений, в том числе фильмов, предназначенных для кинопроката. Ряд аналитиков продолжает утверждать, что видеосервисы мешают развитию кинопроката, однако последние цифры уже практически невозможно игнорировать - именно сейчас в России устойчивый рост продаж билетов в кино происходит как раз на фоне постоянного расширения не только легального, но и пиратского home-video (к примеру, в Спецотчете-301 Торгового представителя США отмечается 300-процентный рост в России в 2017 г. интенсивности “камкординга” - незаконной съёмки в кинотеатрах для последующего пиратского распространения записей).

Ситуация отчасти напоминает дискуссию начала ХХ века, когда скептики утверждали, что насыщение рынка граммофонными записями приведет к закрытию оперных театров и концертных залов. Тогда получилось ровно наоборот - приобщение к музыке новых слоев населения придало мощный импульс развитию исполнительских искусств. Несомненно, и в нашем случае видеосервисы отнимают долю аудитории не столько у кинотеатров, сколько у уходящей натуры - физических носителей (DVD и Blu-Ray).

И в то же время все последние годы острейшей проблемой всех творческих индустрий остается крайне низкий объём вознаграждения, получаемого создателями аудиовизуального, музыкального, литературного и других видов творческого контента от его цифрового распространения. Потребление творческого контента непрерывно растет на десятки процентов в год, генерируя сотни миллиардов долларов оборота - однако отсутствие механизма справедливого распределения прибыли исключает возможность расширения производства и создания новых произведений, в результате все творческие индустрии стагнируют. В это трудно поверить, но в ситуации бешено растущего потребления кинофильмов даже Голливуд не в состоянии привлечь средства на увеличение количества выпускаемых кинолент - эта цифра все последние годы колеблется в районе 600-700 фильмов в год. Стагнация наблюдается во Франции, Великобритании, Индии и других ведущих киноиндустриях. Вне всякого сомнения, справедливое распределение цифровой прибыли на порядок увеличило бы количество снимаемых фильмов и дало бы мощнейший естественный стимул к развитию не столько Голливуда, сколько национальных киноиндустрий.

В этих условиях фокус внимания кинопродюсеров закономерно смещается в сторону всё более простых, доступных массовому зрителю, ярких и аттрактивных (то есть прибыльных) кинокомиксов, а сложные фильмы для интеллектуальной аудитории неуклонно теряют конкурентоспособность и просто вытесняются как из кинотеатров, так и из планов ведущих продюсерских компаний.

Эта тенденция заметна как в мировом, так и в национальном кино. Приведу только один пример: в 2017 году российский супергеройский фильм “Защитники” был просто разгромлен критиками и журналистами. “Это очень плохое кино”, - наиболее лояльный отзыв, полученный от одного из них вашим покорным слугой. Однако в 2017 году именно этот фильм стал самым кассовым в международном прокате, собрав, по данным InterMedia и Фонда кино, более 7 млн долларов (в российском прокате - 4.5 млн), а в совокупности - около 11,6 млн, и вошёл в число самых успешных проектов года в РФ.

В шоу-бизнесе в таких случаях принято говорить “встретимся у кассы” - это изречение подчеркивает главенствующую роль вкуса массовой аудитории, который, что уж тут греха таить, притязательностью не отличается. Однако оснований для апокалиптических опасений (умному кино придет конец, ориентация рынка на низкие нравы всё задушит, кино умирает и тд), на мой взгляд, нет. Приведу ещё один простой пример.

Стагнация, затронувшая все ведущие киноиндустрии, обошла стороной только одну из них. Китайская народная республика стабильно наращивает выпуск фильмов на 15-20% в год - и это явно не просто результат давления рынка (не все помнят, что лидер мировой экономики управляется Коммунистической партией). Ничего подобного не наблюдалось бы, если бы речь не шла о продуманной государственной политике, приносящей плоды как в экономике, так и в культуре.

Именно в этой связи хочу напомнить о серьёзных изменениях в организации российского кино в последние годы – создана ЕАИС, запущена детальная аналитика в отрасли, а самое главное – разработана и внедрена продуманная система госфинансирования киноиндустрии через Фонд кино и Министерство культуры. Эти элементы государственного планирования, хоть и подвергаются постоянной жесткой критике, показывают свою результативность, и дело даже не в росте аудитории и первом месте в Европе. Дело в тенденции, ярко обозначенной в эти самые последние годы – киноаудитория выросла вовсе не на голливудских блокбастерах. Этот рост практически полностью обусловлен феноменальным (на 55,4% за год) ростом посещаемости отечественных фильмов, причем почти все основные релизы были профинансированы Фондом кино. Четверть российского рынка сейчас занимают отечественные картины - ещё лет пять назад в это никто бы не поверил, но это произошло в 2017 году, в условиях вполне рыночной ситуации, без жесткого квотирования, только за счет государственного регулирования, поддерживающего и развивающего кинопредпринимательство. Пожалуй, это один из самых заметных примеров эффективной перестройки работы отрасли в масштабах страны за всё последнее время - собственно, именно это и подтвердила Европейская аудиовизуальная обсерватория.

Евгений Сафронов, главный редактор информационного агентства InterMedia

Примечание:
Вы видите полную версию материала. Статья с некоторыми изменениямиопубликована в журнале Forbes 18.05.18

Умерла актриса Агния Елекоева

кадр из фильма

Актриса Агния Елекоева скончалась 2 июня 2024 года в возрасте 94 лет. Она получила актёрское образование в Ленинградском театральном институте им. Островского, служила в Ярославском театре им. Волкова и Театре им. Ленсовета.

С 1953 года Агния Елекоева снималась в кино. Первый фильм – «Весна в Москве», затем были роли в «Оводе», «На дальних берегах», «Вдали от родины», «Двух билетах на дневной сеанс» и др. Последняя роль Елекоевой в российском кинематографе — участие в сериале «Адвокат» в 1990 году. После этого актриса переехала в США.

Ранее стало известно о смерти актриса Театра Вахтангова Инны Алабиной.

Фото: кадр из фильма "Ищу человека"
Теги: смерть
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Сьюзен Сарандон и Уильям Х. Мэйси отправятся в последнее путешествие в фильме «Выход направо»

соцсети

Сьюзен Сарандон, Уильям Х. Мэйси («Линкольн для адвоката») и Марсия Кросс («Ты») исполнят главные роли в фильме «Выход направо» (Exit Right). Как сообщает Deadline, режиссером и сценаристом проекта выступит Томас А. Морган, ранее снимавший документальные фильмы.

Главная героиня Ян Рэндлал (Сарандон) – волевая, предприимчивая и уверенная в себе женщина. Она недавно вышла на пенсию, сделав успешную карьеру журналиста и получив в как местное так и национальное признание. Но планы на увлекательную старость обрывает страшный диагноз: Ян узнает, что у нее неоперабельная раковая опухоль мозга. Отказываясь принимать лекарства, из-за которых последние дни ей пришлось бы провести на больничной койке, Рэндалл переезжает в палатку на заднем дворе своего дома. И тогда ее муж Джон (Мэйси), будучи преисполнен решимости сделать ей последний подарок, отправляется с женой в кругосветное путешествие — пешком, в их родной город. Джон по натуре домосед, бывший бухгалтер в мебельной компании и тоже пенсионер. Он очень практичен, ему нравятся простые вещи и размеренная жизнь, но ради жены он готов всё бросить. Кросс сыграет Монику Фриман - сестру Ян. Она глубоко презирает Джона и полна решимости обеспечить своей сестре все удобства, которые может предоставить современная медицина, несмотря даже на ее протесты.

- Эта история во многих отношениях является для меня личной, - говорит Морган. - Когда мы стареем, кто может влиять на то, как мы умираем? Кого мы хотим видеть рядом с собой? Как мы определяем любовь, семью или сообщество? Познакомить мир с такой историей — это мечта всей жизни маленького мальчика, который каждые выходные сидел в кинотеатре и ждал, чтобы увидеть, как жизнь развернется на экране.

Источник: Deadline Фото: соцсети На фото: Сьюзен Сарандон
Теги: Сьюзен Сарандон, Уильям Х. Мэйси, кинопроект, Выход направо

Минни Драйвер, Джулианна Маргулис и Морена Баккарин снимутся в фильме «Миллеры в браке»

соцсети

Джулианна Маргулис («Утреннее шоу»), Гретхен Мол («Американский жиголо»), Минни Драйвер («Нандор Фодор и говорящий мангуст») и Морена Баккарин («Дэдпул») исполнят главные роли в фильме «Миллеры в браке» (Millers in Marriage) режиссера и сценариста Эдварда Бёрнса («Братья Макмаллен», «Одноклассники»). Как сообщает Deadline, в касте также заявлены Бенджамин Брэтт («Покерфейс»), Кэмпбелл Скотт («Мир Юрского периода: Господство»), Брайан Д’Арси Джеймс («В центре внимания»), Патрик Уилсон («Астрал») и сам Бёрнс.

В центре сюжета сложные отношения множества персонажей. Одна из них бывшая солистка и автор песен инди-рок-группы Ева Миллер (Мол), которую тянет к музыкальному журналисту (Брэтт) в условиях токсичного брака. Тем временем сестра Евы Мэгги (Маргулис), автор романов-бестселлеров, также сталкивается с проблемами в своем 30-летнем браке, поскольку ее карьера гораздо успешнее, чем у мужа. В то же время Рене (Драйвер), недавно разведенная успешный руководитель отдела моды, налаживает многообещающие отношения с Энди Миллером (Бёрнс) - художником, который разрывается между своими чувствами к Рене и своей бывшей жене Тине (Баккарин).

Уилсон играет Скотта - успешного музыкального менеджера, который борется с алкоголизмом; Кэмпбелл Скотт — Ника, отмеченного наградами писателя с тяжелым писательским кризисом; Джеймс — Денниса, добросовестного смотрителя элитных домов, которыми заинтересовалась Мэгги.

Источник: Deadline Фото: соцсети На фото: Минни Драйвер
Теги: Минни Драйвер, Джулианна Маргулис, Морена Баккарин, кинопроект, Миллеры в браке
β 16+