Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

Александр Клевицкий: «Собственное композиторское творчество помогает мне понять замысел других авторов»

23.11.2017 13:59 Музыка Рубрика: Интервью

Завершается XXXIX Международный фестиваль современной музыки «Московская осень», принесший множество ярких впечатлений. 11 ноября 2017 года в переполненном зале Дома композиторов состоялся концерт песни и инструментальной музыки, на котором отметили юбилей дирижёра Александра Клевицкого.

Александр Леонидович Клевицкий - главный дирижер и художественный руководитель Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева Радио «Орфей», композитор, аранжировщик, заслуженный деятель искусств России, Первый заместитель председателя Совета Союза композиторов России, генеральный директор Российского музыкального союза, член правления Гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России, член правления Союза московских композиторов. InterMedia публикует интервью Александра Клевицкого, с которым побеседовала Татьяна Журбинская.

Т.Ж. В «Московской осени» всегда участвует АБКО имени Ю.Силантьева. Александр Леонидович, каково ваше настроение в этом году?

А.К. Прекрасное настроение, разве можно забыть, что впервые в качестве художественного руководителя и главного дирижера оркестра я выступил именно здесь.

Т.Ж. Вы уже уверенно чувствовали себя за пультом, хотя дирижер – профессия долгая. Чтобы достигнуть мастерства, требуется определенный период созревания не только профессионального, но и человеческого, что вы уже показали даже в своих первых концертах.

А.К. Вообще-то это был совсем не первый концерт. Иногда смотрю на свою детскую фотографию, где я был одет в костюмчик с красивым шелковым бантом, и будто слышу раздающийся шепот вокруг – «у ребенка большое музыкальное будущее». Шутка, конечно, тем не менее я рано овладел фортепиано и мог сыграть все, что тогда звучало – а ведь это был период расцвета советской песни. Наверное, недаром теперь в моем репертуаре так много произведений наших песенников-классиков, и в юбилейном концерте прозвучали песни Фельцмана, Долуханяна, Аедоницкого. Легендарные люди. Какое счастье, что жизнь свела меня с Евгением Крылатовым. Убеленный сединой, признанный 80-летний мэтр остается таким же непосредственным в искусстве, как и раньше. С каким наслаждением я исполнил в концерте его песню «Загадка женщины» (солистка - Татьяна Ветрова).

Т.Ж. Настоящей сенсацией стало исполнение Сюиты Александра Цфасмана...

А.К. Не спорю, выступление солиста - студента Государственного Музыкального Колледжа эстрадно-джазового искусства Александра Вязова (на верхнем фото) было триумфальным. Виртуозность фортепианной игры в сочетании с внутренней музыкальностью сделало звучание известных пьес Цфасмана неповторимым. Мне даже пришлось приостановить программу, потому что зал бурно реагировал – аплодисментам не было конца.

Т.Ж. Программа оркестра – многообразный спектр стилей. Что вам помогает в умении так мобильно переключаться при прочтении самых разнохарактерных партитур?

А.К. Умножила мой опыт работа на телевидении. Когда проводились эстрадные конкурсы «Ступень к Парнасу», «Лестница в небо», создал настоящий оркестр, причем каждого человека я набирал сам из большого числа претендентов. Эти первоклассные музыканты сопровождали выступление певцов на конкурсах, а так как оркестр понравился публике, то его стали приглашать давать самостоятельные выступления. Свой авторский вечер в 2004 году в концертном зале «Россия» - том, намоленном, настоящем, также провел с оркестром.

Т.Ж. Планируя выступление на «Московской осени» в Доме композиторов, как вы строите программу?

А.К. Соблюдаю принцип фестиваля – исполнять премьеры новых сочинений. Александр Покидченко – известный музыкант, объездивший с концертами полмира, не раз выступал с нами в телевизионной «Романтике романса», солировал как пианист. На этот раз он представил песню на известные стихи Николая Заболоцкого «В этой роще березовой», исполнив ее драматично, с большим накалом.

Дмитрий Жаров, с которым мы общались в течение многих лет, недавно ушел из жизни. Мы исполняем его патетическую широкого дыхания «Песню о любви». О самом прекрасном людском чувстве поет молодой певец Илья Ушуллу. Может быть, он представил себя, поэтому все воспринималось так естественно. А творческое совпадение всегда дает хороший результат.

Музыка и исполнительская манера Раисы Саед-Шах насыщены первозданностью, что ли, повышенным темпераментом. Серьезная хорошая поэзия Анны Саед-Шах и Анны Ахматовой углубляют настроение. Квартет стройных симпатичных бэк-вокалисток, студенток РАМ имени Гнесиных по классу Раисы Саед-Шах, никого не оставил равнодушным.

Александр Клевицкий и Раиса Саед-Шах

Т.Ж. Дирижер пританцовывал - устоять невозможно, его можно понять. Вы свои концерты ведете сам, говорите с воодушевлением. Например, об Эдуарде Артемьеве прозвучал целый монолог.

А.К. Для этого концерта я выбрал инструментальный фрагмент «Сюрприз на балу», а также песню «Где же ты, мечта» (солистка Виктория Дмитриева-Гольдштейн). И вообще в последнее время много играю нашего известного композитора, юбиляра, которому в этом году исполняется 80 лет.

Когда появилась идея исполнить музыку Эдуарда Артемьева из кинофильмов Никиты Михалкова в юбилейном авторском концерте, все же у меня возникли сомнения. Музыка в фильме в сплетении с видеорядом, сюжетом - это одно, а та же музыка, исполненная отдельно – совсем другое. Я вчитывался, вдумывался и пришел к выводу: музыка вполне говорит самостоятельно – внятно, доходчиво, с огромной силой воздействия.

Т.Ж. С Эдуардом Артемьевым, насколько я знаю, вы пересеклись гораздо раньше.

А.К. Да, теперь существует разветвленная, включающая много композиторских и исполнительских имен, признанная во всем мире, Ассоциация электроакустической музыки. Эдуард Артемьев является президентом Ассоциации.

Начиналось все в конце 80-х годов, когда уже вовсю существовали электронные инструменты, создавалась музыка для них, использовалась электроника в записи фильмов – тогда я предложил создать в Союзе композиторов СССР Ассоциацию электронной музыки. Мои идеи были подхвачены Артемьевым, поэтому неудивительно, что меня привлекает в личности этого музыканта его способность чувствовать самые актуальные веяния и запросы времени.

Т.Ж. Кстати, в вашем оркестре есть электронные инструменты?

А.К. Конечно. Как же без них? Это определенная краска, и мне нравится смешивать акустику и электронику, создавая новые неожиданные эффекты.

Т.Ж. В концертах «Московской осени» всегда интересные солисты. Вы любите певцов?

А.К. Начнем с того, что с оркестром выступали лучшие российские артисты. Я заслушивался пением Ивана Козловского, Ирины Архиповой, а сколько переживаний рождали выступления Клавдии Шульженко. Мне довелось работать с нашими корифеями - Иосифом Кобзоном, Львом Лещенко, многими звездами нашей эстрады.

Я немало волновался как автор – состоялась премьера моей песни «Как это было давно». С Андреем Солодом мы начали сотрудничать давно, когда были поставлены мои первые мюзиклы, я высоко ценю этого самобытного эстрадного артиста. А Марию Заграй, студентку РАМ имени Гнесиных, услышал недавно, и настолько она показалась мне перспективной, что я доверил ей спеть дуэтом с Андреем премьеру моей песни – и не ошибся.

Мария Заграй и Андрей Солод

Т.Ж. Чествовать юбиляров - традиция «Московской осени»: Евгений Дога отмечает 80-летие. Недавно иду в переходе в метро - а там молодой скрипач играет мелодию из фильма «Мой ласковый и нежный зверь».

А.К. Не сомневаюсь, что он не знает автора этой музыки: есть мелодия и есть. Мы же чествуем великолепного композитора, играем вальс, который давно по популярности уже вышел за пределы нашей страны.

Т.Ж. Концерт – верхушка айсберга. Как проходит подготовка к концертам? Репетиции?

А.К. Не люблю раскрывать своей кухни – слушайте результат.

Т.Ж. Тем не менее… Есть ли особые технические приемы, секреты профессии дирижера?

А.К. Вообще-то я изучил огромное количество партитур, слушал мировую и отечественную классику, современную музыку в интерпретации разных дирижеров. «Примеряю» партитуры к своим музыкантам - верю им, они справятся. Меня привлекает разнообразие – к примеру, на конкурсе молодых вокалистов имени Муслима Магомаева дирижирую Моцартом, Вагнером, Чайковским. Играю совместно с рок-музыкантами.

Т.Ж. В концерте прозвучали ваши песни, инструментальные пьесы. Используете служебное положение?

А.К. С одной стороны, это мировая практика: композиторы сами играют свои сочинения. Только у Сергея Рахманинова был рояль, а у меня – оркестр. С другой стороны, придя в Оркестр имени Силантьева, я уже давно был профессиональным сложившимся композитором.

Т.Ж. Ну да, ваши «Лилии» распевала вся страна, мюзиклы были поставлены во многих театрах, а выпуски «Ералаша» с вашей музыкой и сейчас с интересом смотрит мой внук. Когда на сцене Дома композиторов появился режиссер киножурнала Борис Грачевский, зал расцвел улыбками. Когда-то приглашение звезд стало фирменным знаком «Ералаша», теперь сам режиссер – медийное лицо, которого любят и горячо встречают. Публика уже настроилась на то, что Грачевский споет с оркестром, ведь не раз так бывало. Но на этот раз он ограничился приветствием другу.

А.К. Сколько выпусков сделали – не считал, хотя мы с Борисом Грачевским за время работы над «Ералашем» оба повзрослели, считайте, породнились. Однако это лишь небольшая часть нашей творческой работы. Не так давно вышел на экраны художественный фильм. Его название - «Крыша», история из жизни школьников.

Борис Грачевский

Т.Ж. За музыку к этой трогательной истории вы получили приз за лучший саундтрек фильма.

А.К. Уточню, что собственное композиторское творчество помогает мне понять замысел других авторов, я будто врезаюсь в другое мышление, начинаю полнее понимать его и передавать адекватнее.

Т.Ж. Раскрываю буклет фестиваля «Московская осень», где каждому концерту посвящена своя страница. Александра Клевицкого вижу не только на странице Концерта оркестра, но и в начале буклета - он приветствует фестиваль в качестве генерального директора Российского музыкального союза.

А.К. Союз создан не так давно, но уже является признанным, так как объединил многие музыкальные организации столицы и регионов страны – филармонии, консерватории, творческие союзы. РМС стал членом IMU - международного музыкального совета при ЮНЕСКО, в котором раньше нашу страну представлял Союз композиторов СССР. Причем, мы включены в этот совет в число 45-ти стран, которые не просто представительствуют, но и принимают решения. Главная цель Российского Музыкального Союза - помогать музыке в целом. Как можно не заметить и не поддержать «Московскую осень»: около 40 концертов – симфонических, камерных, хоровых, духовых, электронных, джазовых, участие лучших коллективов и солистов - вот такой масштаб.

Академический Большой концертный оркестр имени Ю.В.Силантьева

Александр Клевицкий и Илья Ушуллу

Александр Клевицкий и Татьяна Ларина

Обзор: «По пояс в мистике | «Винтаж» - «Знак Водолея» | Хит Сториз»

кадр из программы

2024, «Муз-ТВ».

Это просто удивительно, сколько лишней информации можно запихать в 23-минутную программу. Какие-то тарологи, экстрасенсы, Павел Глоба, Киркоров, ведущая, которая заявляет, что «Знак водолея» - это заглавная песня альбома «Декамерон», и всё время пытается свалиться в мистику и желтизну. И это при том, что интервью для выпуска дали Анна Плетнёва и Алексей Романоф – молодые, красивые, здравомыслящие и остроумные. Лучшая часть программы – это когда в ответ на сценарные придумки и очередное появление астрологов Плетнёва на голубом глазу рассказывает про свой третий глаз, а Романоф развенчивает гороскопы и прочую мистическую чепуху.

Правда в том, что графику в клипе нарисовал некий киевский дизайнер, а музыканты вообще не думали, какие масонские символы он там зашифровал (дизайнер, кстати, тоже не думал, а просто наворотил загадочных картинок). Автор песни Антон Кох признался, что никакого астрологического смысла не вкладывал, а «водолей» в тексте появился чисто для рифмы. Первой появилась строчка «Я всё отдал и ни о чём не жалею». В исполнении Анны она трансформировалась во «всё отдала и ни о чём не жалею», причём и Кох, и Плетнёва, и Романоф считают, что в этой фразе заключается основная мысль песни. И зачем было огород городить со всякими намёками на мистику и колдунство? Понятно, что у программы есть определённый формат, но подобная старательность может и отпугнуть зрителя, которого развлекают так неумолимо.

Если же отсечь всё лишнее, останется довольно занятная история хита, в который не очень верил Алексей Романоф. Антон Кох тогда болел и был уверен, что скоро умрёт, поэтому Алексея тронула история автора, который хотел, «чтобы от него что-то осталось». (Кох до сих пор жив-здоров и живёт в Германии.) Ане Плетнёвой песня понравилась куда больше, и именно солистка убедила Алексея придумать к ней вступление и записать часть вокала. Что касается клипа, мистические знаки были в нём лишь элементом оформления, а референсом для «Знака водолея» служил «Vogue» Мадонны. Это в итоге мало кто понял. Как сказал Алексей Романоф, «я почти во всех своих клипах пытался снять «Vogue», но у меня так и не получилось».

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: кадр из программы На фото: Анна Плетнева
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, Винтаж, история песни
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

РГАФД создаёт личный фонд композитора Александра Шульгина

16.05.2024 08:00 Музыка Рубрика: Хроника 16+
Александр Тихонов

Композитор Александр Шульгин посетил Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), хранящий свои фонды в уникальном памятнике архитектуры - Лефортовском дворце. Целью визита было подписание договора о передаче на государственное хранение звуковой коллекции композитора и создание его личного фонда.

Обширное музыкальное собрание Шульгина содержит как авторские альбомы композитора, так и релизы, спродюсированные и изданные его компаниями в разные годы. Композитор обменялся мнениями с руководством архива о значении архивных фондов для сохранения культурного наследия, отметил необходимость создании правовой базы для работы с цифровыми файлами и фонодокументами.

На хранение в личный фонд Шульгина им были переданы такие авторские концептуальные альбомы как «Представление», «Триптих», «Сказка», изданные в достаточно редком высококачественном цифровом формате DVD Audio, а также коллекционные CD «Лучшие цыганские песни и романсы XX века», «Православные песнопения» и др.

Александр Шульгин осмотрел помещения дворца, ознакомился с раритетами архивной коллекции, демонстрирующими эволюцию развития технических средств звукозаписи от фонографа Эдисона до современных цифровых систем.

В разговоре с корреспондентом агентства «ИнтерМедиа» директор РГАФД Марина Смилянская подчеркнула:

- Решение Александра Шульгина о передаче в наш архив своей музыкальной коллекции – это поступок зрелого и ответственного автора. Создание фонда легендарного композитора и продюсера – хороший пример отношения к своему творчеству. Мы надеемся, что в государственном архиве будут появляться и другие наши композиторы, продюсеры и исполнители, чьи фонограммы еще не приобрели статус объектов государственного хранения.

Александр Шульгин стоял у истоков создания таких музыкальных компаний и издательств, как «ЛадЪ», Shulgin Records, Rec Records, «Бекар», «Фамилия», The Orchard, Verifi.media и др. За период с 1988 по 2023 год им было записано и спродюсировано несколько тысяч музыкальных проектов и композиций, общий тираж которых составил десятки миллионов экземпляров.

Фото: Александр Тихонов На фото: Александр Шульгин и Марина Смилянская
Теги: Александр Шульгин, РГАФД

Ольга Бузова ответила на критику Полины Гагариной

16.05.2024 00:15 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Полина Гагарина в ответ на свою критику вокальных данных Ольги Бузовой получила от нее отповедь. Ольга Бузова заявила, что ее никогда не интересовало мнение коллеги.

- Она не попала в хит-парад моих мыслей. Никогда этот герой мне не был интересен, поэтому я за ней не слежу, - отметила певица в соцсетях. - Каждый мой выход — это часть стендапа. Поверьте, иногда рассмешить людей гораздо сложнее, чем заставить их плакать.

Ранее Полина Гагарина заявила, что Ольге Бузовой подойдёт скорее стендап, нежели музыкальная карьера, а образ "немножко дурочки" является маской.

15 мая 2024 года Ольга Бузова также выпустила клип «Гамбит», посвящённый 20-летию его первого появления на телевидении.

Фото: обложка сингла
Теги: клип, Ольга Бузова
β 16+